Войти
Android, Windows, Apple, Ликбез. Социальные сети. Драйверы
  • Японские телефоны Новый японский смартфон
  • Lenovo G500S: характеристики, основные особенности
  • Определяем серию продукта видеокарт Nvidia Характеристики карты nvidia 9800 gt
  • А конкуренты у смартфона есть
  • Что такое расширение файла TRZ?
  • Не работает динамик в "айфоне"
  • Лучшие схемы hi end усилителей. Ламповый усилитель мощности звука

    Лучшие схемы hi end усилителей. Ламповый усилитель мощности звука

    — большинство ценителей качественной музыки, умеющие обращаться с паяльным оборудованием и имеющие определенный опыт по ремонту радиотехники, могут попробовать своими силами собрать ламповый усилитель высокого класса, который обычно называют Hi-End. Ламповые аппараты такого типа относятся во всех отношениях к особенному классу бытовой радиоэлектронной аппаратуры. В основном они обладают привлекательным дизайном, при этом ничего не закрыто кожухом — все на виду.

    Ведь понятно, чем больше видно установленный на шасси электронных компонентов, тем больше авторитет у аппарата. Естественно и параметрические значения лампового усилителя существенно превосходят модели выполненные на интегральных или транзисторных элементах. Вдобавок к этому, при анализе звучания лампового устройства все внимание отдается персональной оценке звука, нежели изображению на экране осциллографа. К тому же отличается незначительным набором используемых деталей.

    Как выбрать схему лампового усилителя

    В случае выбора схемы предварительного усилителя не бывает особых проблем, то при выборе подходящей схемы оконечного каскада могут создаться затруднения. Ламповый усилитель мощности звука может иметь несколько вариантов исполнения. Например бывают аппараты однотактные и двухтактного типа, а также имеют различные режимы работы выходного тракта, в частности «А» либо «АВ». Выходной каскад однотактного усиления является по-большому счету образцом, потому как находится в режиме «А».

    Этот режим работы характеризуется наименьшими величинами нелинейных искажений, но КПД у него не высокий. Также и мощность на выходе такого каскада не очень большая. Следовательно, при необходимости озвучивания внутреннего пространства средних размеров потребуется двухтактный усилитель, с режимом работы «АВ». Но когда однотактный аппарат может быть выполнен только лишь с двумя каскадами, один из которого предварительный, а другой усиливающий, то для двухтактной схемы и ее корректной работы понадобится драйвер

    Но если однотактный ламповый усилитель мощности звука может состоять всего из двух каскадов – предварительного усилителя и усилителя мощности, то двухтактной схеме для нормальной работы требуется драйвер или каскад образующий два напряжения идентичной амплитуды, сдвинутые по фазе на 180. Выходные каскады, независимо от того однотактный он или двухтактный, предполагают наличие в схеме выходного трансформатора. Который выполняет роль согласующего устройства межэлектродного сопротивления радиолампы с малым сопротивлением акустики.

    Настоящие почитатели «лампового» звучания утверждают, что схема усилителя не должна иметь каких бы то ни было полупроводниковых приборов. Поэтому выпрямитель блока питания должен быть реализован на вакуумном диоде, который специально разработан для высоковольтных выпрямителей. Если вы намерены повторить рабочую, проверенную схему лампового усилителя, то не нужно сразу собирать непростое двухтактное устройство. Для озвучивания небольшого помещения и получения идеальной звуковой картины, в полной мере хватит однотактного лампового усилителя. К тому же его проще изготовить и настроить.

    Принцип сборки ламповых усилителей

    Существую определенные правила монтажа радиоэлектронных конструкций, в нашем случае — это ламповый усилитель мощности звука . Поэтому перед началом изготовления аппарата, желательно бы хорошенько изучить первостепенные принципы сборки таких систем. Главным правилом при сборке конструкций на вакуумных радиолампах, является разводка соединительных проводников по максимально короткому пути. Наиболее эффективны методом считается воздержание от применения проводов в тех местах, где можно обойтись без них. Постоянные резисторы и конденсаторы необходимо устанавливать прямо на панельки ламп. При этом, в качестве вспомогательных точек нужно применять специальные «лепестки». Такой способ сборки радиоэлектронного устройства именуется «навесной монтаж».

    На практике, при создании ламповых усилителей печатные платы не применяются. Также, одно из правил гласит — избегайте прокладки проводников параллельно друг другу. Однако такая, на первый взгляд беспорядочная разводка считается нормой и вполне оправдана. Во многих случаях, когда усилитель уже собран, в динамиках слышен фон низкой частоты, его обязательно нужно убирать. Первостепенную задачу выполняет правильный выбор точки «земля». Есть два способа организовать заземление:

    • Соединение всех проводов идущих на «землю» в одну точку — называется «звездочка»
    • Установка по периметру платы энергоэффективной электротехнической медной шины, а к ней уже припаивать проводники.

    Выверять место для точки заземления нужно путем эксперимента, прослушивая наличие фона. Чтобы определить откуда исходит фон низкой частоты, нужно сделать так: Нужно методом последовательного эксперимента, начиная с двойного триода предварительного усилителя, закорачивать сетки ламп на «землю». В случае заметного снижения фона, станет понятно, цепь именно какой лампы «фонит». А далее, также опытным путем нужно пытаться устранить эту проблему. Существуют вспомогательные методы, которые обязательны к применению:

    Лампы предварительного каскада

    • Электровакуумные лампы предварительного каскада нужно обязательно закрывать колпачками, а их в свою очередь заземлить
    • Корпуса подстроечных резисторов, так же подлежат заземлению
    • Провода накала ламп требуется свить

    Ламповый усилитель мощности звука , вернее сказать, цепь накала лампы предварительного усилителя допускается запитывать постоянным током. Но в таком случае придется в блок питания добавить еще один выпрямитель собранный на диодах. А использование выпрямительных диодов сам по себе нежелателен, так как ломает конструктивный принцип изготовления лампового Hi-End усилителя без применения полупроводников.

    По парное размещение выходного и сетевого трансформаторов в ламповом устройстве, является достаточно важным моментом. Данные компоненты устанавливаться должны строго вертикально, тем самым удается уменьшить уровень фона из сети. Одним их эффективных способов установки трансформаторов является их помещение в кожух, выполненный из металла и заземленный. Магнитопроводы трансформаторов так же нужно заземлять.

    Ретро-компоненты

    Радиолампы, это приборы из далеких времен, но вновь вошедшие в моду. Поэтому нужно комплектовать ламповый усилитель мощности звука такими же ретро-элементами, которые устанавливались в первоначальных ламповых конструкциях. Если это касается постоянных резисторов, то можно применить углеродистые резисторы, имеющие высокую стабильность параметров либо проволочные. Однако эти элементы обладают большим разбросом — до 10%. Поэтому для лампового усилителя лучшим выбором будет использование малогабаритных прецизионных резисторов с металлодиэлектрическим проводящим слоем — С2-14 или С2-29. Но цена таких элементов существенно высокая, то взамен им вполне подойдут и МЛТ.

    Особо ревностные приверженцы ретро-стиля достают для своих проектов «мечту аудиофила». Это — углеродистые резисторы ВС, разработанных в Советском Союзе специально для применения в ламповых усилителях. При желании их можно отыскать в ламповых радиоприемниках 50-60 годов выпуска. Если по схеме резистор должен иметь мощность более 5 Вт, то тогда подойдут проволочные резисторы ПЭВ, покрытые стекловидной теплостойкой эмалью.

    Конденсаторы, применяемые в ламповых усилителях в основном не критичны к тому или иному диэлектрику, а также к самой конструкции элемента. В трактах настройки тембра можно использовать конденсаторы любого типа. Также и в цепях выпрямителя блока питания можно устанавливать любого типа конденсаторы в качестве фильтра. При конструировании усилителей низкой частоты высокого качества, большое значение имеют установленные в схеме разделительные конденсаторы.

    Именно они оказывают особое влияние на воспроизведение натурального, не искаженного звукового сигнала. Собственно благодаря им мы получаем исключительный «ламповый звук». При выборе разделительных конденсаторов, которые будут устанавливаться в ламповый усилитель мощности звука , нужно обратить особое внимание на то, чтобы ток утечки был как можно меньшим. Потому, что от данного параметра напрямую зависит корректная работа лампы, в частности ее рабочая точка.

    Помимо этого, не нужно забывать, что разделительный конденсатор подключен к анодной цепи лампы, отсюда следует, что он находится под большим напряжением. Так, что такие конденсаторы должны иметь рабочее напряжение не менее 400v. Одними из лучших конденсаторов работающих в роли переходного, считаются емкости от фирмы JENSEN. Именно эти емкости применяются в топовых усилителях HI-END класса. Но их цена очень высокая, доходящая до 7500 рублей за один конденсатор. Если использовать отечественные компоненты, то наиболее подходящими будут например: К73-16 либо К40У-9, однако по качеству они значительно уступают фирменным.

    Однотактный ламповый усилитель мощности звука

    Представленная схема лампового усилителя имеет в своем составе три отдельных модуля:

    • Предварительный усилитель с возможностью регулировки тембра
    • Выходной каскад, то-есть сам усилитель мощности
    • Источник питания

    Предусилитель изготавливается по простой схеме с возможностью регулировать усиление сигнала. А также имеет пару отдельных регуляторов тембра низкой и высокой частоты. Для повышения эффективности работы аппарата, в конструкцию предварительного усилителя можно внедрить добавить эквалайзер на несколько полос.

    Электронные компоненты предварительного усилителя

    Представленная здесь схема предварительного усилителя выполнена на одной половине двойного триода 6Н3П. Структурно предусилитель может быть изготовлен на общем каркасе с выходным каскадом. В случае исполнения стерео варианта, то естественно образуются два идентичных канала, следовательно, триод будет задействован полностью. Практика показывает, что приступая к созданию какой-либо конструкции, лучше всего сначала воспользоваться монтажной платой. А после налаживания уже компоновать в основном корпусе. При условии правильной сборки, предусилитель без проблем начинает работать синхронно с подачей напряжения питания. Однако на этапе настройки нужно выставить напряжение анода радиолампы.

    Конденсатор в выходной цепи С7 можно применить К73-16 с номинальным напряжением 400v, но желательно от фирмы JENSEN, который обеспечит лучшее качество звучания. Ламповый усилитель мощности звука не особо критичен к электролитическим конденсаторам, поэтому можно применять любого типа, но с запасом по напряжению. На этапе настроечных работ, во входную цепь предварительного усилителя подключаем генератор низкой частоты и подаем сигнал. На выходе должен быть подключен осциллограф.

    Изначально размах сигнала на входе выставляем в пределах 10 mv. Затем определяем значение напряжения на выходе и вычисляем усиливающий коэффициент. Звуковым сигналом в диапазоне 20 Гц — 20000 Гц на входе можно высчитать пропускную способность усиливающего тракта и изобразить его АЧХ. Путем подбора емкостного значения конденсаторов, есть возможность определить приемлемую пропорцию высокой и низкой частоты.

    Настройка лампового усилителя

    Ламповый усилитель мощности звука реализован на двух октальных радиолампах. Во входной цепи установлен двойной триод с отдельными катодами 6Н9С включенный по параллельной схеме, а оконечный каскад выполнен на довольно мощном выходном лучевом тетроде 6П13С включенным как триод. Собственно, исключительное качество звучания создает именно триод установленный в оконечном тракте.

    Чтобы выполнить простую настройку усилителя достаточно будет обыкновенного мультиметра, а чтобы выполнить точную и верную регулировку необходимо иметь осциллограф и генератор звуковых частот. Начинать нужно с установки напряжения на катодах двойного триода 6Н9С, которой должно быть в пределах 1,3v — 1,5v. Выставляется это напряжение подбором постоянного резистора R3. Ток на выходе лучевого тетрода 6П13С должен находится в диапазоне от 60 до 65 mA. Если нет в наличии мощного постоянного резистора 500 Ом — 4 Вт (R8), то его можно собрать из пары двух-ваттных МЛТ с номиналом 1 кОм и включенных параллельно.Все другие, указанные в схеме резисторы можно устанавливать любого типа, но предпочтение все же отдается С2-14.

    Точно так же как и в предусилителе, важной составляющей является разделяющий конденсатор С3. Как уже упоминалось выше, идеальным вариантом было бы установка этого элемента от фирмы JENSEN. Опять же, если таковых нет под рукой, то можно использовать и советские, пленочные конденсаторы К73-16 либо К40У-9, хотя они хуже заморских. Для корректной работы схемы, эти компоненты подбираются с наименьшим током утечки. В случае невозможности выполнить такой подбор, то желательно все же купить элементы зарубежных производителей.

    Блок питания усилителя

    Блок питания собран с использованием кенотрона прямого накала 5Ц3С, обеспечивающий выпрямление переменного тока, в полной мере соответствующий нормам конструирования ламповых усилителей мощности HI-END класса. Если нет возможности приобрести такой кенотрон, то вместо него можно установить два выпрямительных диода.

    Установленный в усилителе блок питания не требует какого либо налаживания — включил и все. Топология схемы дает возможность использование любых дросселей имеющих индуктивность не менее 5 Гн. Как вариант: применение таких приборов от устаревших телевизоров. Трансформатор питания, также можно позаимствовать у старой ламповой аппаратуры советского производства. Если есть навыки, то можно изготовить его самостоятельно. Трансформатор должен состоять из двух обмоток с напряжением по 6,3v каждая, обеспечивающие питанием радиолампы усилителя. Еще одна обмотка должна быть с рабочим напряжением 5v, которые подаются в цепь накала кенотрона и вторичную, имеющую среднюю точку. Эта обмотка гарантирует два напряжения по 300v и ток 200 мА.

    Очередность сборки усилителя мощности

    Порядок сборки лампового усилителя звука такой: вначале делается источник питания и сам усилитель мощности. После того как будет произведены настройки и установка необходимых параметров, подключается предусилитель. Все параметрические замеры измерительными приборами нужно делать не на «живой» акустической системе, а на ее эквиваленте. Это для того, чтобы избежать возможности вывода из стоя дорогостоящей акустики. Эквивалент нагрузки можно изготовить из мощных резисторов или из толстой нихромовой проволоки.

    Далее нужно заняться корпусом для лампового усилителя звука. Дизайн можно разработать самостоятельно, либо у кого то позаимствовать. Наиболее доступным материалом для изготовления корпуса, является многослойная фанера. На верхней части корпуса устанавливаются лампы выходного и предварительного каскада и трансформаторы. На фронтальной панели расположены устройства регулировки тембра, звука и индикатор подачи напряжения питания. В конечном итоге у вас может получится устройства наподобие показанных здесь моделей.

    Все Мы в какой-то степени творцы и художники и для себя любимого ничего не пожалеем. Но разбираться в сложных технических конструкциях не всегда есть время и самое главное желание. Поэтому, эту малоприятную процедуру мы обычно пропускаем и надеемся на порядочность бренда. Однако в современной действительности не всё золото имеет блеск и есть возможность получить мало валентную бронзу.

    Усилительная Hi-End Audio аппаратура, это отдельный класс изделий, который сложно оценить деньгами, так как в общий звуковой комплект вместе с усилителем входят - акустические системы и источник звуковых колебаний.

    Совершенно очевидно - усилитель звукового сигнала является составной частью общей звукоусиливающей системы и его негативный вклад в звуковоспроизведение всегда можно списать на плохое окружение.

    Многие дилеры известных фирм (предлагая свои изделия) сразу предупреждают - очень дорогой Hi-End усилитель мощности хорошо работает только с рекомендованными и очень дорогими акустическими системами и проводами. Следовательно приобретая высококачественный аппарат затруднительно оценить его реальный потенциал, так как 50% качества звука зависит от помещения прослушивания и психоэмоционального состояния человека, которое подконтрольно грамотному продавцу-психологу.

    Мы изначально ощущаем восторг от новой и дорогой покупки, но в дальнейшем чувство привыкание порождает неудовлетворение, так как рядом появилась альтернативная вещь, которая как-бы чуть лучше. Вот это и есть та грань на основе которой построена вся рекламная компания (продажа дорогостоящей audio техники). И человек оказавшись в такой ситуации является заложником и потенциальным покупателем точно такой-же (по качеству усиления звука) только с другим логотипом аппаратуры - думаешь / купил новое / в реальном сравнении оказалось хуже старого.

    В прошлом веке "родилась" электронная лампа и сопутствующие ей пассивные элементы - конденсаторы и резисторы.
    Лампа - активный вакуумный усилительный элемент, имеющий определённый уровень усиления сигнала (коэффициент усиления). Транзистор - полупроводниковый аналог лампы.
    Резистор - пассивный элемент ограничивающий усиление сигнала и токи, создавая падение напряжения (рабочую точку) на входе и выходе лампы.
    Конденсатор - пассивный элемент пропускающий звуковой сигнал и отсекающий постоянный ток, а также фильтрующий и поддерживающий амплитуду постоянного напряжения. Однако, при включении источника питания значительная ёмкость накопительных конденсаторов спровоцирует скачёк тока, что создаёт дополнительные схемотехнические проблемы - .
    Для работы лампы нужно подать постоянное напряжение на анод и с помощью катодного или анодного резистора отрегулировать нужное усиление сигнала. Всё - конструкция готова, это уже однотактный предварительный усилитель класса "А". Остаётся только изготовить блок питания - установить силовой трансформатор, выпрямительные диоды, фильтрующий конденсатор.
    Точно также собираем оконечный каскад усиления на более мощной лампе, заменяя катодный резистор на выходной трансформатор, получается очень простая и надёжная схема с правильным звучанием. К сожалению, серийно выпускать такое изделие коммерчески невыгодно, так как небольшая выходная мощность и дорогие аудиофильные детали, без которых усилитель не выдаст достойный звук, не дадут возможности положить деньги в карман.

    Рассматривая Hi-End усилитель как единое целое выходит, что все элементы схемы тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие одного из них приведёт к нарушению энергетических процессов.
    Понятно - каждая новая деталь влияет на звук добавляя свой негативный призвук. А если детали нет, то нет проблем. Следовательно минимальное количество пассивных компонентов способствует улучшению качества звука, а реальный шум вносят ограничители энергетических ресурсов - резисторы . Резисторы сложно, но возможно заменить на активные элементы, которые воздействуют друг на друга слажено (один усиливает, другой стабилизирует подачу тока), это компенсирует общие негативные призвуки.
    Решение установить дешёвые резисторы или более дорогие активные элементы принимает не конструктор, а маркетолог. В сухом остатке побеждает мораль - "чем дешевле, тем лучше". К сожалению, этот принцип прогрессирует и приводит к сокращению производства аудиофильных деталей. А тем временем китайцы занимают свободную нишу и гонят ширпотреб, а мы начинаем вспоминать, какой звук был раньше, за нормальные деньги.

    Блок питания усилителя мощности обеспечивает энергией активные элементы схемы преобразуя и фильтруя переменное напряжение в постоянное. Скорость конвертации напряжения зависит от скорости работы силовых выпрямителей - диодов и здорово влияет на характер звуковоспроизведения. Естественно, применение высокоскоростных диодов есть необходимость, но их стоимость зависит от мощности и скорости.
    Обычно производители не "парятся" с диодами и устанавливают самые дешёвые подходящие по номиналу тока и напряжения, что не позволяет активным элементам схемы полностью реализовать свои потенциальные возможности. Стоимость диодов - от 1 руб до 50$.

    На фото представлены дорогие и достойные по всем техническим и не только параметрам диоды, на основе карбид кремния цена - 25$ за 1шт. Естественно, в серийных Hi End изделиях их нет.

    Важным элементом блока питания является конденсатор, так как он обеспечивает мгновенную подачу импульсной энергии на усилительный элемент, что позволяет воспроизводить крутые фронты сигнала - музыкальную экспрессию. Конденсаторы подразделяются на электролитические, плёночные и бумажные.

    (электролиты) имеют маленькие габариты большие ёмкости и копеечную стоимость, их работа осуществляется с помощью медленных ионных процессов, и их звучание зажатое и невыразительное.

    На фото представлены добротные и относительно дорогие низкоимпедансных электролитические конденсаторы, которые также применяются в компьютерных материнских платах и видеокартах.

    Отдельно отметим конденсаторы Sanyo OS-CON (фиолетовые) устанавливаются в видеоакселераторах самых престижных компьютерных фирм (сухой сепаратор - бумага с напылением серебра), это лучшие электролитические конденсаторы для подавления ВЧ помех в цифровых схемах. Недостатки - маленькие номиналы ёмкостей и высокая стоимость.

    Плёночные и бумажные конденсаторы имеют высокие импульсные характеристики, широкий рабочий диапазон частот, низкое эквивалентное сопротивление, их характер звука зависит не только от проводника и диэлектрика, но и от индивидуальных особенностей - сложности технологического процесса изготовления, что гарантирует очень высокую стоимость аудиофильных плёночных конденсаторов , которая может достигать десятки и даже сотни долларов. Однако в серийных Hi-End усилителях мощности таких конденсаторов нет и быть не может, это подтверждает однотипное звучание усилителей разных ценовых категорий и их официальные схемы.

    Совершенно очевидно, что конденсатор в аудио - это предмет прямой спекуляции, так как на рынке представлено много ценовых категорий (моржа) от 0.01цента до 500$ (и более). Именно стоимостью конденсаторов определяется себестоимость аудио конструкции по отношению к качеству звука (цена/качество звука).
    Если известный производитель усилительной Hi-End аппаратуры установит только пару конденсаторов стоимостью 10$ за 1 шт, то у дилера появляется реальная возможность продать усилитель по цене дорогого автомобиля. Потому в современном аудио производстве затруднительно предположить, о существовании Hi-End усилителя с конденсаторами общей стоимостью около 200$.
    В результате огромных затрат на рекламу и жажды наживы производителя - дилера, качество звука современных аудио изделий находится на уровне стоимости конденсаторов и не зависит от розничной цены аппарата, и от известности бренда.

    Если говорить конкретно - Вы купили дорогой агрегат с качеством звукоусиления на уровне 200$, а остальные тысячи долларов ушли на оплату рекламы лейбла бренда.
    Вот почему среди многих любителей качественного звучания бытует блудное мнение - все Hi-End усилители приблизительно одинаковые и приоритет в усилении звука отдают соединительным проводам , источнику и акустическим системам , забывая, для каких целей служит аудио аппаратура и кто действительно усиливает звук.

    Аудиофильные плёночные и бумажные конденсаторы общей стоимостью 2000$.

    В результате применения инертных электролитов потребитель (сам не зная того) находится в поисках не аппаратуры и качества звука, а аудиофильных конденсаторов. Но, устанавливая уникальные конденсаторы в "фирменное" изделие ничего хорошего не получишь, кроме новой головной боли. Дело в том, что общая схемотехника заточена под установку дешёвых и огромных по номиналу ёмкости электролитов , а бумажно-плёночные конденсаторы имеют маленькие ёмкости и большие габариты. Поэтому полный апгрейд может потребовать символическую сумму, много более миллиона долларов и корпус превратится в шкаф. Вот теперь мы подошли к ответу на вопрос, почему производители не устанавливают добротную бумагу и плёнку?

    Стоимость четырёх плёночных конденсаторов (на фото один белый) равна цене всех электролитических конденсаторов. Из такого количество электролитических конденсаторов можно изготовить более 15 очень дорогих Hi-End усилителей. Из четырёх плёночных конденсаторов не сделаешь даже один предварительный канал усиления.
    В наших однотактных гибридных усилителях мощности все каскады работают на бумажно-плёночных конденсаторах, а относительно большие (по номиналу ёмкости) электролитические конденсаторы установлены только в единственном месте - отдельный блок питания мощных выходных биполярных транзисторов, что и определяет оригинальность схемотехники.
    Дело в том, что применяется технология питания маленькой ёмкости собственной разработки (VIRTUAL BATTERY POWER SUPPLY), где ёмкость бумажных и плёночных конденсаторов увеличена электронным образом. И звучание такого усилителя, даже на записи с мобильного телефона производит неизгладимое впечатление, при этом конструкция достаточно хорошо работает в любом помещении, с любыми акустическими системами.
    Общая стоимость всех конденсаторов составляет 2000$.

    Но, самое смешное начинается сейчас!
    - кому интересны подробности пройдите по ссылке, а мы сразу к деньгам. Стоимость разных видов этих устройств начинается от 20 руб и заканчивается действительно уникальными 10000$, наверное есть дороже.
    Красавцы на фото по 200$ - очень круто для современного изделия класса Hi-End.
    Продавцы усилителя известного бренда, в котором установлен такой механизм, легко могут запросить 1/2 стоимости квартиры и это будет нормально.
    Проще - на этой картинке видна хата. Вот, что спекулянт животворящий делает (Иван Барыга).

    Откровенно говоря - нет смысла устанавливать регулятор громкости такого класса в современный дорогостоящий аппарат, ведь качество звука мало изменится (много раз проверено). Это обусловлено низкой чувствительностью схемы к качеству применяемых электродеталей , так как множественные обратные связи и многочисленные резисторы реально ограничивают скорость перемещения энергии, работает классический закон проводимости "Дяди Ома" - больше сопротивление меньше ток, т.е. подача энергии за единицу времени сокращается и создаётся дополнительное сопротивление для её перемещения. Как выход из положения - отказ от применения резисторов и общих обратных связей, но для этого надо включить голову, что сложно. Оттого всегда проще, скатать схему с учебника и для эксклюзивности ввести дополнительную местную обратную связь - это есть новые и современные технологии в Hi-End усилителях.

    Для доказательства вышесказанного предлагаем - испытать серийный усилитель "Grimmi" на ваших условиях, с любым самым дорогим Hi-End усилителем. По результатам теста выложим откровенные видеофайлы, так чтобы всем было слышно и видно - кто действительно делает звук, а кто выпускает просроченные продукты жизнедеятельности.
    Сомневающиеся, внимательно посмотрите видеофайлы, там представлен звуковой почерк усилителя "Grimmi" и сравните качество (сильно ужатой) записи со своими самыми лучшими оригиналами, сразу все сомнения развеются.

    Высокое входное сопротивление и неглубокая ОС - основной секрет теплого лампового звучания. Ни для кого не секрет, что именно на лампах реализуются самые высококачественные и дорогие усилители, которые относятся к разряду HI-End. Давайте поймем, что такое качественный усилитель? Качественным имеет право называться тот усилитель мощности НЧ, который полностью повторяет форму входного сигнала на выходе, не искажая его, разумеется выходной сигнал уже усиленный. В сети можно встретить несколько схем действительно высококачественных усилителей, которые имеют право относится к разряду HI-End и совсем не обязательна ламповая схематика. Для получения максимального качества, нужен усилитель, выходной каскад которого работает в чистом классе А. Максимальная линейность схемы дает минимальное кол-во искажений на выходе, поэтому в строении высококачественных усилителей особое внимание уделяется именно этому фактору. Ламповые схемы хороши, но не всегда доступны даже для самостоятельной сборки, а промышленные ламповые УМЗЧ от брендовых производителей стоят от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч долларов США - такая цена уж точно не по карману многим.
    Возникает вопрос - можно ли аналогичных результатов добиться от транзисторных схем? ответ будет в конце статьи.

    Линейных и сверхлинейных схем усилителей мощности НЧ достаточно много, но схему, которая будет сегодня рассмотрена является ультралинейной схемой высокого качества, которая реализована всего на 4-х транзисторах. Схема была создана в далеком 1969 году, британским инженером-звуковиком Джоном Линсли-Худом (John Linsley-Hood). Автор является создателем еще нескольких высококачественных схем, в частности класса А. Некоторые знатоки называют этот усилитель самым качественным среди транзисторных УНЧ и я в этом убедился еще год назад.

    Первая версия такого усилителя была представлена на . Удачная попытка реализации схемы заставила создать двухканальный УНЧ по этой же схеме, собрать все в корпусе и использовать для личных нужд.

    Особенности схемы

    Не смотря на простоту, схема имеет несколько особенностей. Правильный режим работы может нарушиться из-за неправильной разводки платы, неудачного расположения компонентов, неправильное питание и т.п..
    Именно питание - особо важный фактор - крайне не советую питать данный усилитель от всевозможных блоков питания, оптимальный вариант аккумулятор или блок питания с параллельно включенным аккумулятором.
    Мощность усилителя составляет 10 ватт с питанием 16 Вольт на нагрузку 4 Ом. Саму схему можно приспособить для головок 4, 8 и 16 Ом.
    Мною была создана стереофоническая версия усилителя, оба канала расположены на одной плате.

    Второй - предназначен для раскачки выходного каскада, поставил КТ801 (раздобыл достаточно трудно.
    В самом выходном каскаде поставил мощные биполярные ключи обратной проводимости - КТ803 именно с ними получил несомненно высокое качество звучание, хотя экспериментировал со многими транзисторами - КТ805, 819 , 808, даже поставил мощные составные - КТ827, с ним мощность на много выше, но звук не сравниться с КТ803, хотя это лишь мое субъективное мнение.

    Входной конденсатор с емкостью 0,1-0,33мкФ, нужно использовать пленочные конденсаторы с минимальной утечкой, желательно от известных производителей, тоже самое и с выходным электролитическим конденсатором.
    Если схема рассчитана под нагрузку 4 Ом, то не стоит повышать напряжение питания выше 16-18 Вольт.
    Звуковой регулятор решил не поставить, он в свою очередь тоже оказывает влияние на звук, но параллельно входу и минусу желательно поставить резистор 47к.
    Сама плата - макетная. С платой пришлось долго повозиться, поскольку линии дорожек тоже оказывали некое влияние на качество звука в целом. Этот усилитель имеет очень широкий диапазон воспроизводимых частот, от 30 Гц до 1мГц.

    Настройка - проще простого. Для этого нужно переменным резистором добиться половины питающего напряжения на выходе. Для более точной настройки стоит использовать многооборотный переменный резистор. Один шуп мультиметра присоединяем с минусом питания, другой ставим к линии выхода, т.е к плюсу электролита на выходе, таким образом, медленно вращая переменник добиваемся половины питания на выходе.

    История эта началась довольно давно, уже и не помню когда точно, думаю лет 6-8 назад. Приобрел я в местных «культтоварах» за $140 ресивер BBK AV321T. Приобрел с одной единственной целью - использование его в качестве усилителя мощности. Прочитал на него сервис-мануал и даже не поверил, что он имеет такую начинку. Ни разу он у меня не работал в той среде, которой задумал китайский создатель - в домашнем кинотеатре. Однако за эти деньги я получил довольно многое: тороидальный трансформатор, неплохой по конструкции блок питания с шунтированными диодами и двумя конденсаторами по 15 т.мкФ, классическая схема усилителя мощности. Заявленная мощность - 80 Вт на канал в стерео, самые что ни есть настоящие. Он у меня так и трудился в качестве контрольного усилителя от внешней звуковой карты с ПК, потом одно время появился ламповый пред. Однако в силу жизненных обстоятельств востребован он был где-то всего пару лет и потом остался не у дел.

    Прошло время, и я смог собрать себе проигрыватель винила на базе Унитры 602 первой модификации. Совершенно случайно смог ее купить за символические деньги практически в первозданном виде - пролежала более 30 лет на антресоли. Вот теперь я и стал подыскивать усиление для этого проигрывателя и решил перевести старенький ресивер на новый уровень и собрать полноценный усилитель с фонокорректором.

    В результате чего от ВВК остался корпус и трансформатор с платами блока питания и усилителя мощности. Все остальное было удалено, больше всего мне не нравилась зеркальная лицевая панель:)


    "Останки" BBK

    Если бы пришлось покупать все это по отдельности, то сумма оказалось бы намного больше $200.

    Еще ранее, сразу после покупки, платы блоков питания и усилителя мощности были подвергнуты модернизации. На этих платах были продублированы акустическим проводом земля и силовые дорожки от блока питания до выводов оконечных транзисторов и от транзисторов к реле защиты, и далее на акустические терминалы, которые тоже были заменены. На транзисторы, стоящие перед оконечными, установлены дополнительно радиаторы.

    Была сделана новая лицевая панель из искусственного камня, очень уж нравится этот материал. От старенького усилителя «Одиссей 010» позаимствованы наборный регулятор громкости, селектор входов и блок фонокорректора.


    Больше всего пришлось повозиться именно с фонокорректором. Произведена полная ревизия, некоторые транзисторы были заменены. Фонокорректор выполнен на двух моно платах без единого конденсатора. В итоге, на пути сигнала от головки звукоснимателя до терминала АС находится всего один конденсатор, я поставил первоначально отечественный К73-17. Конечно, можно было выбрать что-то более интересное и подороже, но я и ранее их использовал, поэтому результат был ожидаем. Разводка сигнала произведена микрофонным кабелем из меди, хорошая экранировка, цена всего 40р/м. Я, правда, убедился, что кабель этот ни чего плохого собой не представляет, на слух он ни чем не хуже кабеля, который я ставил в проигрыватель, тоже медный, недорогой. Хотя, опять же, можно вложится и в более дорогой вариант. В итоге получился полноценный стереоусилитель в духе минимализма.


    Не удержался и поставил MKP Jantzen Standart Z-Cap вместо к73-17
    Крупным планом регулятор громкости и трансформатор

    Сейчас усилитель в режиме тестирования работает именно с проигрывателем для пластинок. Звучание достоверное, больше похоже на мониторное, возможно немного не хватает деликатности, на поверхность выводятся все недостатки записи, сложно предъявить претензии к звучанию, учитывая его небольшую стоимость. Если будет время, постараюсь сравнить его с чем-нибудь. Но сейчас просто хочется слушать винил. Усилитель работает с самодельными двухполосными АС. Если будет интересно, расскажу об этом проекте, правда не уверен, что его смогут повторить - масса тонкостей на этом пути поджидает желающего повторить их.


    Уже в процессе написания статьи не удержался и поставил MKP Jantzen Standart Z-Cap вместо к73-17. Результат сразу стал слышен - повысилось разрешение, сцена стала более рельефная.

    А вообще - это ведь очень интересно. И самое главное, все вносимые изменения слышны и представляют огромный простор для творчества.

    В итоге затраты составили менее $200, но получился очень добротный усилитель. Самое достойное в нем, на мой взгляд - это дискретный регулятор громкости. А самое дорогое по внесенному добавлению - Jantzen Z-Cap.

    С удовольствием отвечу на вопросы.

    Вашему вниманию представляется усилитель с очень мягким, как ламповый усилитель звуком, но превосходящий ламповые усилители по другим параметрам (отношение сигнал/шум и нелинейные искажения).

    Воспроизводимый звуковой диапазон: от 10Гц до 25кГц

    Соотношение сигнал/шум: не ниже 92dB (не взвешенное)

    Нелинейные искажения: 0,001%

    Подтолкнуло меня к созданию такого усилителя, любовь к очень хорошему и качественному звуку.

    Пересмотрев массу всевозможных схем, сделал небольшой набросок принципиальной схемы усилителя. Позже столкнулся с поиском хорошего по качеству звучания операционного усилителя, занял такой поиск микросхемы в интернете на тот момент около 2 недель.

    Первое условие - этот операционный усилитель должен быть высоковольтным, второе - очень качественным по соотношению сигнал/шум. До этого я собирал неплохие усилители на отечественной элементной базе микросхемах К544УД2 и К574УД1, а также на мощных выходных транзисторах КТ818 и КТ819. На тот момент их параметры меня полностью устраивали.

    Но с появлением на наших прилавках современной импортной техники (акустические системы) требования к такому усилителю стали намного выше, хотелось очень качественного звука, сравнимого по звучанию с ламповыми усилителями.

    Итак, со всеми компонентами я определился, началась непосредственная сборка самого усилителя, а поскольку в то время я работал в сервисном центре, то и настройку со сборкой делал на работе в свободное от ремонта время.

    Первый вариант усилителя выглядел так - это было только начало.

    Поскольку на тот момент у меня еще не было ни корпуса, ни окончательно разведенных плат, устройство было собранно в коробке от упаковок ДВД проигрывателей. В таком виде оно проработало около месяца, и никаких казусов в работе не произошло.

    После этого я плотно взялся за разводку печатных плат и вот что из этого вышло.

    Ну и как выглядят платы промышленного производства

    Схемотехника усилителя довольно проста в сборке и не содержит дефицитных элементов.

    Все компоненты можно приобрести на любом радиорынке.

    Классическое схемопостроение как входного, так и выходного каскадов, позволило выполнить очень простую в сборке схему усилителя и что немало важно нет никакой необходимости в его настройке. Да именно в настройке он не нуждается, поскольку в схеме нет регулирующих элементов подстройки токов покоя выходного каскада, системы термостабилизации и т.п.

    Схема усилителя

    После сборки усилителя необходимо после включения в сеть проверить на выходе усилителя постоянное напряжение, оно должно быть в диапазоне +20/ -20мВ, при этом вход усилителя нужно замкнуть на землю. Если это напряжение находиться в пределах нормы усилитель готов к работе, не забудьте только выпаять перемычку по входу.

    На операционном усилителе собрана схема усиления по напряжению, с коэффициентом усиления приблизительно на 25. Транзисторы VT1, VT2, VT5, VT6, VT7 и VT8 включены по схеме ОЭ и выполняют функцию усилителей тока с коэффициентом 10.

    На транзисторах VT3 и VT4 собрана схема термостабилизации самого усилителя, и они, как и выходные транзисторы также находятся на радиаторе. Если эти транзисторы не будут укреплены на радиатор, то усилитель мгновенно нагреется до температуры свыше 90 градусов.

    Максимальная температура нагрева усилителя при нагрузке и длительной его эксплуатации составляла 70 градусов.

    Катушка L1 содержит от 16 до 20 витков намотанные в один слой провода ПЭВ-2 1мм.

    Конденсаторы С2 и С7 желательно использовать металлобумажные, а остальные многослойная керамика.

    Транзисторы можно использовать импортные, подходящие по параметрам.

    При определенных изменениях в схеме мощность данного усилителя можно поднять до 100Вт.

    Ниже прилагается фото собранного усилителя

    К сожалению, я не мастер по металлу и дереву, но вот что у меня из этого вышло.

    Данный усилитель работает достаточно надежно уже на протяжении 8 лет и никаких проблем не происходило. Качество его звучания очень пристойное, где-то и превосходящее ламповые усилители по мягкости звука, не говоря о шумах и нелинейных искажениях самих ламповых усилителей. Да-да я не оговорился.

    Были произведены сравнения по качеству звучания с такими моделями как NAD, Rotel, Arcam и Yamaha, данная схема усилителя превзошла все выше перечисленные модели по мягкости и качеству звука.

    Схема, плата и описание прилагается в архиве здесь

    Существует два варианта плат под левую сторону и правую сторону, в архиве находится только левая сторона разводки платы, разведены в программе Layout 5.0.

    Если возникнут, какие либо вопросы пишите на мою почту.

    Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера печатную плату