Войти
Android, Windows, Apple, Ликбез. Социальные сети. Драйверы
  • Японские телефоны Новый японский смартфон
  • Lenovo G500S: характеристики, основные особенности
  • Определяем серию продукта видеокарт Nvidia Характеристики карты nvidia 9800 gt
  • А конкуренты у смартфона есть
  • Что такое расширение файла TRZ?
  • Не работает динамик в "айфоне"
  • Пингвин для ребенка — детские дистрибутивы Linux. Операционные системы Linux Gnu linux операционные системы

    Пингвин для ребенка — детские дистрибутивы Linux. Операционные системы Linux Gnu linux операционные системы


    Данная версия FAQ является облегченной версией полного FAQ . Из этой версии выкинуто все лишнее. Остались только самые значительные моменты. Главной целью являлось повышение читабельности текста. Версия расчитана на тех кто "ниасилил" полную.

    32 причины почему GNU/Linux не имеет будущего


    Литература:

    Вывод отсюда следует только один. GNU/Linux жив только из-за идеалогии и кучки фанатиков. GNU/Linux успешно может конкурировать только сам с собой в рамках разных дистрибутивов.

    Я не предлагаю всем переходить на Minix, просто потому что она преследует академические цели и служит для обучения проектировки систем, драйверов и интерфейсов . Существуют другие проекты так или иначе наследующие концепции микроядерности . К самым известным относятся Syllable и Haiku. Первая имеет гибридное ядро, вторая чем-то ближе к микро. Разумеется что идеальное соблюдение микроядерной архитектуры для домашних Операционных Систем не целесообразно, но это безусловно большой шаг вперед .

    Ключевые слова: Внедрение GNU/Linux, минусы GNU/Linux, преимущества GNU/Linux, недостатки GNU/Linux, GNU/Linux vs Windows, GNU/Linux в школах,

    К сожалению данный FAQ не является исчерпывающим и многие темы так и остались незатронутыми. Если вы разделяете позицию автора, и готовы проспонсировать написание новых статей, обращайтесь по контактному адресу admin (at) сайт

    Я наткнулся на предложение перевести статью GNU or Linux? за авторством David Chisnall . Автор предлагает разобраться чего же больше в ОС - GNU или же Linux? Собственно перевод этой статьи и предлагается Вашему вниманию.

    GNU или Linux?

    Ни одна другая система не испытывала таких споров вокруг своего имени. Огромное количество флейм войн началось после заявления FSF о том, что такие дистрибутивы как Ubuntu и Fedora должны называться GNU/Linux, вместо Linux. Пытались ли они просто заработать на чужом труде, или их аргументы небезосновательны?

    Чтобы разобраться в этом вопросе давайте взглянем на то, что происходит, когда вы запускаете GNU/Linux систему - сколько используется GNU кода, а сколько Linux кода. Разработчик использует огромное количество GNU кода, к примеру GCC и GNU Make, но насколько это справедливо и для конечного пользователя?

    Что делает Ядро?

    Перед тем как начать разбираться где же GNU биты, а где Linux, важно понять, что именно делает ядро. Ядро выполняет две главные задачи:

    * Освобождает разработчиков от необходимости изучать низкоуровневую архитектуру. Для этого необходимо наличие большого количества драйверов к устройствам и единых интерфейсов к этим драйверам. Хорошим примером служит Сокет-интерфейс. Когда вы пишете сетевой код, вы просто открываете сокет и пишите в него данные. Вам не надо заботится о типе сетевого оборудования пользователя и низлежащих протоколах.

    * Изолирует запущенные программы друг от друга. Изолировать процессы платформо-независимым методом просто: Позволить процессам использовать только непривилегированные инструкции процессора. К сожалению, такой подход сделает невозможным любые операции ввода/вывода для программ, что делает все программы бессмысленными. Для снятия этого ограничения существует системный вызов - механизм, который позволяет запущенному процессу запрашивать ядро для совершения привилегированной операции от имени запрашивающего процесса. Обычные примеры - запись в файл (виртуальный диск), выделение памяти, или доступ к экрану или клавиатуре.

    Механизм, который используется системным вызовом, платформо-зависим. На x86 платформе распространенным методом был вызов исключения, хотя новые процессоры от AMD и Intel предоставляют инструкции, позволяющие выполнить это еще быстрее. При этом управление переходит к ядру, которое решает, как интерпретировать значения в регистрах и на стеке, а также, какие действия предпринять.

    Взгляд со стороны разработчика.

    Важным стандартом при программировании для *NIX или в *NIX является единая спецификация UNIX - супермножество POSIX, которое включает всё, что должно быть в UNIX системе. Код, написанный согласно этому стандарту, переносим среди ряда UNIX-подобных систем.

    Стандарт не описывает системные вызовы. Наоборот, он описывает Cи-функции, которые служат оберткой для системных вызовов. Когда программист хочет вызвать функцию open (), ему не надо знать, что он поместит указатель в EBX и значение 2 в EAX, а затем вызовет прерывание 80h; стандартная библиотека Cи реализует все эти функции. Любая нетривиальная программа на Linux будет обращаться к библиотеке Си (libc, для краткости). Существует несколько вариантов реализации стандартной библиотеки Си. У каждого члена семейства BSD есть своя реализация, впрочем как и у любой коммерческой UNIX системы. Какой вариант стандартной библиотеки С используется в Linux зависит от использования; существует несколько версий для встроенных систем, но большинство декстоп дистрибутивов Linux используют GNU libc.

    По количеству кода ядро и libc практически равны. На двоих они предоставляют интерфейс разработчика к системе. Поскольку стандарт определяет только Cи-интерфейсы, а не системные вызовы, то и большинство кода написано с использованием стандартное библиотеки Cи. Это правило справедливо и для других языков; если вы, к примеру, запускаете некий java или python код, то он будет получать доступ к ядру через библиотеку Cи. Для некоторых языков существует своя стандартная библиотека от GNU Project. Например, любой С++ код будет использовать GNU libstc++ на GNU/Linux платформах. Некоторые дистрибутивы также включают GNU-реализации для Java библиотек, хотя такая практика уже не так популярна, учитывая, что Sun-версии стали open source. Даже если вы используете Sun Java библиотеки, вы по-прежнему используете GNU libc на этих платформах для любого Java приложения.

    C C++ нюансов еще больше, чем с другими языками. Когда вы линкуете два модуля (к примеру, исполняемый файл и библиотеку), то сразу несколько стандартов описывают модель взаимодействия этих двух модулей. При вызове функции из другого модуля необходимо явно определить порядок аргументов на стеке и в регистрах, кто очистит память впоследствии и так далее. В С++ много чего должно быть явно определено для использования классов в различных модулях. Этот набор стандартов называется Бинарный Интерфейс Приложений (Application Binary Interface, ABI). В Linux, С++ ABI определен в GCC, который является пакетом GNU, как упоминалось ранее. Скомпилированный С++ код, независимо от того, какой компилятор использовался, должен подчиняться стандартам GNU, в противном случае такой код не сможет быть повторно использован другим С++ кодом.

    Современные GNU/Linux дистрибутивы начинают процесс загрузки с GRUB (GRand Unified Bootloader), который также является частью проекта GNU. (Хотя, технчиески, загрузка начинается в BIOS или другой прошивке, и это применимо для всех систем, которые запускаются на аппаратной платформе.) GRUB не создавался специально для Linux. Он может запускать и другие ОС и является стандартом для запуска некоторых систем на архитектуре x86, включая OpenSolaris и гипервизор Xen.

    Затем GRUB передает управление ядру, которое продолжает инициализировать систему и конфигурирование драйверов. Ядро в свою очередь передает управление процессу init. Этот процесс отвечает за создание других процессов.

    На Linux системах, init это очень маленькая программа, которая делает нечто большее, чем просто запуск скрипта. В некоторых дистрибутивах init заменен на Upstart, программу, которая не является ни частью Linux, ни частью GNU, и имеющая более сложную управляемую событиями модель. Скрипты, запущенный init’ом или Upstart’ом - это просто набор команд, интерпретируемых командной оболочкой (shell).

    Спецификация POSIX содержит описание минимальной функциональности оболочки. Если вы хотите писать портативные shell-скрипты, то можете оставаться в рамках данной ограниченной функциональности, и, в итоге, получите скрипты, которые будут идти на всех UNIX-подобных системах.

    Однако, большинство init скриптов не портируемы. Они используют расширенную функциональность командной оболочки, присутствующей в большинстве Linux дистрибутивов - Bash, командная оболочка от GNU.

    Что в стандарте?

    Единая Спецификация UNIX содержит намного больше, чем просто набор Cи-функций. В частности, стандарт определяет набор пользовательских утилит, которые обязаны присутствовать в UNIX-подобных системах. Многие программы используют эти утилиты через shell-скрипты или другие вызовы. Большинство из них содержатся в пакете корневых утилит GNU. Опять-таки, сравнивая количество строк кода, размер корневых утилит сравним с размером ядра.

    Можно предположить, что эти утилиты не столь важная часть системы, однако это не так. Без утилит большинство init скриптов просто не запустятся (даже при наличии Bash), а система будет непригодна к использованию. Большинство инсталляторов также не запустятся, а это значит, что вы не сможете установить ни одной программы. Даже базовая функциональность, такая как копирование файлов использует корневые утилиты.

    Единая UNIX Спецификация предоставляет список из 175 программ, которые должны присутствовать в каждой UNIX системе. Большинство из которых (с некоторыми исключениями, типа vi) созданы GNU и присутствуют в большинстве Linux дистрибутивов. Часть из них никогда не используются обычными пользователями; к примеру, стандарт предписывает наличие c99 и fort77 утилит для компилирования программ написанных на C и Fortran (обе утилиты предоставляются GNU).

    На что еще следует обратить внимание?

    Ранее я говорил, что у ядра две роли. Главная роль в предоставлении программам пользователя доступ к аппаратной части. Поэтому большинство Linux кода (и кода большинства других ядер) состоит из драйверов устройств. Но, отдельно стоит упомянуть о графике.

    Старая модель драйвера XFree86 слабо зависела от ядра. Х-сервер запускался как привилегированный процесс и получал прямой доступ к аппаратной части. Я сам видел живой пример этого при попытке использования бинарного Linux драйвера Matrox под FreeBSD. Хоть драйвер и был написан для Linux, он прекрасно встал на FreeBSD, т.к. он напрямую взаимодействовал с Х-сервером и железом, а вовсе не с ядром FreeBSD.

    Новые драйвера используют Инфраструктуру прямого рендеринга (Direct Rendering Infrastructure (DRI)). Эта система состоит из двух компонентов, называемых DRI и DRM. DRI - это драйвер пользовательского окружения, который снабжает командами аппаратную часть и предоставляет API другим пользовательским программам. DRM, в свою очередь, является маленьким модулем ядра, который проверяет команды и передает их аппаратной части.

    Часто при холиварах на тему «готов ли Linux для десктопа» люди спрашивают, а как хорошо работает 3D в Linux? Вообще-то, обработка 3D это не задача Linux на большинстве системах. Linux всего-лишь предоставляет прямой интерфейс к аппаратной части, а уже X.Org пишет драйвера. Эти же драйвера могут быть запущены на FreeBSD, OpenBSD и еще ряде систем. В мире GNU/Linux систем Linux не занимается разработкой драйверов для одной из сложнейших частей аппаратной составляющей современного дектопа/лэптопа.

    С изобретением FUSE, которая также работает на FreeBSD, NetBSD, and Mac OS X, ядро часто перестает предоставлять все драйвера для файловых систем, что еще больше умаляет роль «Linux» в системе.

    Удаление GNU или Linux.

    Возможно самый правдивый тест на важность того или иного компонента системы состоит в том, насколько просто обойтись без данного компонента в системе. Некоторые Linux платформы используют не так много GNU программ; например использование busybox для утилит командной строки и uclibc для стандартной библиотеки. Часть GNU платформ, такие как Nexenta или Debian GNU/kFreeBSD не используют ядро Linux.

    Чтобы оценить важность Linux, давайте взглянем на Linux совместимое окружение в FreeBSD. При запуске Linux программ на FreeBSD, происходит установка модифицированного обработчика системного вызова, который вызывает функции ядра FreeBSD, в ответ на системные вызовы Linux. Этот поход позволяет запускать программы, написанные под Linux, без их изменения.

    Для того чтобы данный метод работал, часто устанавливают урезанную версию Linux в отдельном окружении. Программы написанные под Linux в итоге смогут найти все необходимые библиотеки и утилиты, включая GNU утилиты, GNU grep, Bash и другие пакеты.

    О чем это говорит? Это говорит о том, что если вы хотите запустить GNU/Linux программу на другой системе, то это легко выполнимо без Linux, а вот без GNU обойтись не так-то просто.

    Безусловно, большинство программ успешно запустятся без всяких режимом совместимости, если вы их перекомпилируете. В этом случае они не будут использовать GNU libc, GNU утилиты или bash. Некоторые программы для успешной компиляции требуют GNU компилятор или GNU Make, однако, после компиляции эти программы больше не потребуют никаких GNU утилит, кроме:

    • программ, использующих С++, которые скорее всего будут использовать GNU libstdc++.
    • программ, явно использующих одну из многих GNU библиотек.

    Так что удаление GNU из GNU/Linux видится намного более сложным, нежели удаление Linux. PC-BSD или Nexenta - это хорошие десктопные ОС без капли Linux кода внутри, но с большим количеством GNU кода. Те Linux системы, которые не так сильно зависят от GNU кода - это сплошь интегрированные системы, названия которых не знакомы пользователям десктопных и серверных вариантов Linux.

    Так как же стоит говорить, Linux, GNU или GNU/Linux? Я называю GNU, потому что, как программист и пользователь, я пользуюсь, в большинстве своем, теми инструментами, которые разработаны GNU. Когда я портирую код из FreeBSD, проблемы возникают только в корневых утилитах или в стандартной библиотеке Си. Если бы я хотел запустить этот же код на HURD или любой другой GNU системе, то я бы использовал те же самые интерфейсы.

    В общем, я предпочитаю выделять дистрибутивы, типа Fedora или Ubuntu, и не упомянать GNU или Linux. Система включает в себя огромное количество кода из различных источников. Среди самых больших поставщиков кода фигурируют Проект GNU и X.org, но Ubuntu GNOME/X.Org/GNU/Linux звучит слегка длинновато. А включая в названия системы такую небольшую и без проблем удаляемую часть, как Linux, поступают несправедливо по отношению к множеству разработчиков, чей код также присутствует в системе.

    Довольно часто на просторах интернета встречаются споры о том, как нужно называть операционную систему Linux. Достаточно просто названия Linux или же нужно обязательно использовать словосочетание GNU Linux.

    В этой статье мы попытаемся разобраться как правильно называть операционные системы с ядром Linux и набором программного обеспечения из проекта GNU. Так что, Linux или GNU Linux? Давайте разбираться!

    Одно из самых больших противоречий в сообществе открытого программного обеспечения связано с именованием операционной системы GNU Linux. Большое количество дистрибутивов были созданы с использованием ядра Linux, выпущенного под лицензией GNU GPL, написанного Линусом Торвальдсом в 1991 и программного обеспечения GNU, созданного Ричардом Столлманом и Фондом Свободного Программного обеспечения. Из-за этого возник спор, должна ли такая операционная система называться просто Linux или GNU Linux.

    В середине 80х Ричард Столлман начал развивать свободное программное обеспечение, чтобы каждый мог его бесплатно использовать и модифицировать и распространять на свое усмотрение. Это привело к созданию Фонда Свободного Программного Обеспечения, который стал основной структурой для разработки и распространения свободного ПО. Разработчики из Фонда СПО создали все программное обеспечение, необходимое для нормальной работы операционной системы, теперь известное как программное обеспечение GNU.

    Для графического интерфейса на экране было принято решение использовать систему X Window. Но была одна проблема, которая замедляла разработку - ядро Hurd, разрабатываемое для этой операционной системы, было слишком нестабильным. Тогда появилось ядро Линуса Торвальдса и заняло свою часть в этом пазле. С тех пор разработчики начали использовать ядро Linux вместе с программным обеспечением GNU, чтобы создавать свои дистрибутивы Linux.

    На протяжении многих лет массами было принято название Linux для обозначения таких операционных систем. Название передавалось из уст в уста и люди не задумывались что Linux и GNU это разные вещи. Вот здесь и начались споры.

    Аргументы в пользу GNU Linux

    Я же не прошу вас называть систему Stallmanix

    Ричард Столлман

    Люди, которые хотят чтобы операционная система называлась GNU Linux утверждают, что GNU была полноценной ОС во время разработки, в то время как ядро Linux было только ядром. Оно имеет жизненно важное значение для существования GNU только потому, что их собственное ядро не отвечало поставленным требованиям.

    "Программа в Unix подобной системе. которая распределяет ресурсы машины и работает с аппаратным обеспечением называется ядро" GNU обычно используется вместе с ядром Linux и эта комбинация называется Linux. GNU Linux используется миллионами, но многие называют его по ошибке Linux.

    Веб-сайт проекта GNU

    Ричард Столлман создал страницу с часто задаваемыми вопросами отчасти для того, чтобы решить эту проблему. Он пишет, что несмотря на то, что они не развивали всю операционную систему, они развивали большую ее часть, а их мотивация и виденье свободного ПО, возможно, и привели к тому ядру, которое мы имеем сейчас. Значит GNU должны получить как минимум равную степень упоминания в имени.

    Столлман отмечает, что в 80-е годы Фонд СПО в одиночку поднимал идеологию разработки свободного программного обеспечения. Этот термин больше похож на "Свобода слова", нежели "Бесплатное пиво". Может быть, это и стало мотивирующим элементом при создании ядра Линусом Торвальдсом. Он был частично под влиянием речи Ричарда Столлмана, которая состоялась в 1990 году в Финляндии. Столлман говорит, что вполне возможно, что без этого влияния Линус Торвальдс написал бы Unix-подобное ядро, но оно точно не было бы свободным.

    Первоначально Столлман предложил, что новая операционная система должна называться LiGNUx. Это имя содержит как GNU, так и Linux но звучит странно. Вот почему потом он придумал GNU Linux. Некоторые люди говорят, что Ричард Столлман делает это для своего эго. Но сам Столлман отрицает это. Он же не просит назвать систему Stallmanix.

    Еще один аргумент в пользу такого названия, это то, что многие люди используют систему GNU с ядром Linux и не знают, что это GNU. Они думают что система состоит только из ядра Linux.

    Аргументы в пользу Linux

    Не имеет значения как люди называют Linux пока они используют эту операционную систему. Лично я буду по-прежнему называть ее Linux.

    Линус Торвальдс

    Люди, которые предпочитают называть операционную систему просто Linux тоже приняли участие в дискуссии. Их мнения вращаются вокруг того, что Ричард Столлман расстроен из-за того, что Линус получил славу за то что хотел сделать он.

    Еще одна причина использования названия Linux в том, что кроме GNU существует и другое программное обеспечение, например, дисплейный сервер, Apahce, Nginx, GUI и т д). В операционной системе Linux используется множество программ и разве GNU важнее чем другие компоненты?

    Не может колесо или двигатель, или сидения отделиться от функционального транспортного средства и двигаться отдельно.

    Джим Гетти (основатель X Window)

    Сторонники названия Linux говорят, что операционная система, основанная на ядре Linux должна называться Linux. И подобное мышление находит отражение в ответе Линуса Торвальдса.

    Ну я думаю что это оправданно, но только тогда, когда вы создадите дистрибутив GNU Linux. Так же как и SUSE Linux или Debian Linux, это прекрасно. Потому что если вы создадите свой дистрибутив, вы сможете называть его как захотите, даже "GNU Linux".

    Есть люди, которые будут хотеть называть систему GNU Linux и это нормально. Это ничем не хуже, чем имя Linux Pro, Red Hat Linux или Slackware Linux.

    Линус не был инициатором дискуссий про именование дистрибутива. Но ему не нравится идея Столлмана назвать систему LiGNUx.

    Я думаю что Linux / GNU или GNU / Linux звучит более профессионально но я не собираюсь думать об этом.

    Что изменилось сейчас?

    До сих пор нет никакого официального заявления о том, как правильно называть операционную систему которая создана на основе ядра Linux и утилит проекта GNU. Тем не менее многие ведущие разработчики начали использовать название GNU Linux. Например, финансируемая Фондом СПО Debian в 1994 году начал называться Debian GNU Linux. За ним последовали еще несколько дистрибутивов: BLAG, Dynebolic, Parabola.

    Но большие компании, например Red Hat Inc, Feodra Project предпочитают называть свои операционные системы Linux. До сих пор неясно чем все это закончиться. Этот спор разделяет двух самых больших разработчиков программного обеспечения в мире. То что под силу двум невозможно сделать одному.

    А как вы считаете, как правильно называть эту операционную систему Linux или GNU Linux? Напишите в комментариях!

    Некоторые рассуждения о том как правильно называть операционную систему Linux есть в фильме о ее создании:

    1.2. Что такое GNU/Linux?

    Linux - это операционная система: набор программ, которые позволяют вам работать с вашим компьютером и запускать другие программы.

    Операционная система (ОС) состоит из нескольких основных программ, которые нужны вашему компьютеру, чтобы он мог общаться и получать инструкции от пользователей; читать и записывать данные на жёсткие диски, ленты и принтеры; контролировать использование памяти; запускать другие программы. Самая важная часть ОС - ядро. В системе GNU/Linux ядром является Linux. Оставшаяся часть системы состоит из других программ, многие из которых написаны проектом GNU или для проекта GNU. Поскольку одно ядро Linux - это ещё не вся работающая ОС, мы предпочитаем использовать термин «GNU/Linux » для обозначения систем, которые многие люди ошибочно называют «Linux » .

    Linux сделана по образцу операционной системы Unix. С самого начала Linux разрабатывалась как многозадачная, многопользовательская система. Этих факторов достаточно, чтобы сделать Linux отличной от других широко известных операционных систем. Однако, Linux отличается намного сильнее, чем вы можете себе представить. В отличие от других операционных систем, Linux никому не принадлежит. Значительная часть системы разработана добровольцами бесплатно.

    Разработка того, что позже станет GNU/Linux, началась в 1984 году, когда Фонд Свободного Программного обеспечения начал разработку свободной Unix-подобной операционной системы, названной GNU.

    Линус Торвальдс продолжает координировать работу нескольких сотен разработчиков с помощью нескольких сопровождающих подсистем. Есть официальный сайт для ядра Linux. Информацию о списке рассылки linux-kernel можно найти в FAQ списка рассылки linux-kernel .

    Пользователи Linux имеют огромную свободу в выборе программного обеспечения. Например, пользователи Linux могут выбирать из дюжины различных оболочек командной строки и нескольких графических рабочих столов. Этот выбор часто удивляет пользователей других операционных систем, которые и не думали, что командные оболочки или рабочий стол можно заменить.

    Linux также менее подвержен сбоям, лучше приспособлен для одновременного выполнения более чем одной программы и более защищён, чем многие другие системы. Благодаря этим преимуществам, Linux быстро завоёвывает рынок серверных операционных систем. С недавних пор, Linux начал становиться популярным среди домашних пользователей и в корпоративной среде.

    Заложенная в каждом ребенке любознательность заставляет малыша тянуться к клавиатуре даже до того, как он научится ходить. Не стоит ждать, пока он вырастет и сам начнет разбираться с предназначением клавиш Backspace и Enter. Начинать обучение остпрейшим приемам работы за компьютером можно в самом раннем возрасте. У родителей, которые захотят заняться компьютерным образованием своего чада, на первых порах возникает вопрос — с чего начать? Рассказами о MySQL или демонстрацией калькулятора ребенка заинтересовать, скорее всего, не удастся, для этой цели стоит заранее заготавливать демонстрируемый материал, а еще лучше — использовать специальную среду, удобную оболочку, в которой собраны наиболее интересные и полезные приложения для малыша.

    Такой оболочкой может выступать дистрибутив Linux, ориентированный на детей. На просторах Интернета можно найти немало подобных проектов: от упрощенных «взрослых» сборок, которые отличаются наличием специального программного обеспечения, и до дистрибутивов, в которых основной упор делается на простоту управления. В рамках этого обзора мы рассмотрим три интересных проекта, ориентированных на детей разного возраста: DoudouLinux для самых маленьких, Qimo for kids для дошкольников и младших школьников и, наконец, Sugar on a Stick для школьников. Впрочем, эти возрастные рамки весьма условны.

    ⇡ Qimo for kids 2.0 — детский Linux на основе Ubuntu

    • Разработчик: QuinnCo
    • Размер: 700 Мбайт
    • Русский интерфейс: нет

    Детский дистрибутив Qimo собран на ядре Ubuntu 10.04. К сожалению, надеяться на частые обновления этой операционной системы для детей не приходится. Проект сделан исключительно усилиями энтузиастов, поэтому сам факт его существования — это уже хорошо.

    Дистрибутив Linux, ориентированный на ребенка, по своей концепции мало чем отличается от «взрослого» варианта системы. Среда, которая будет доступна после загрузки ОС, представляет собой набор предустановленных программ, необходимых для работы. Однако, в отличие от обычного варианта системы, к детской версии ОС предъявляются определенные требования. Во-первых, собранные в дистрибутиве программы должны обучать главным принципам работы на компьютере. Во-вторых, они не должны быть скучными для ребенка — хорошо, если в них есть элементы игры.

    Разработчики детского дистрибутива Qimo for kids постарались следовать этим правилам, и «начинка» дистрибутива Qimo составлена ими таким образом, чтобы охватить наиболее важные аспекты компьютерного воспитания.

    Первое представление о компьютере у ребенка складывается после того, как он увидит картинку на экране монитора. Чем красочнее и понятнее рисунок на дисплее, тем интереснее будет первое знакомство. Поэтому внешнему виду ОС уделялось особое внимание — забавный интерфейс с белым медведем чем-то напоминает сказку про медвежонка Умку, который очень хотел узнать «что» и «почему».

    Qimo for kids не предназначен для детей строго определенного возраста. И трехлетнему ребенку, и семилетнему одинаково интересно будет общаться с этой системой. Более того, при желании, Qimo for kids может «взрослеть» по мере того, как главный пользователь набирается опыта. Систему можно модернизировать, устанавливая разнообразное дополнительное ПО, которое содержится в большой базе Ubuntu Software Center.

    В Qimo, как и во взрослых операционных системах, есть рабочий стол и главное меню, однако маленькому пользователю не нужно искать любимую программу далеко. Ярлыки для запуска детских приложений собраны на отдельной панели в нижней части экрана.

    Одно из самых любимых занятий ребенка — стучать по клавишам клавиатуры. Если проявить немножко терпения, эту забаву можно превратить в полезнейшее упражнение для запоминания алфавита и изучения азов грамоты. В этом поможет простейшая утилита для набора текста Mousepad 0.2.16, которая входит в состав дистрибутива. Эта программа сравнима с текстовым редактором Notepad, главные функции которого сводятся к выбору шрифта и поиску фрагментов текста. В Mousepad имеется также возможность автоматической замены текста.

    Следующее приложение, вынесенное на детскую панель, — это GCompris. Оно представляет собой большой набор обучающих игр, ориентированных на детей от двух лет. В числе этих игр есть, например, приложения, которые развивают память и наблюдательность, в них надо искать отличия на паре изображений. Отдельные игры из набора GCompris позволят изучить с ребенком основные цвета. Простые, но забавные игры научат ребенка быстро считать, читать, логически думать.

    Все игры этого пакета разделены по группам в зависимости от предназначения, а каждая группа, в свою очередь, может включать в себя несколько наборов тематических игр. Так, например, в группе приложений, развивающих тактику и стратегию мышления, можно найти как простые задачи — скажем, выстроить в ряд несколько шариков, так и более сложные, такие как шахматные задачи: поставить мат с помощью двух ферзей, завершить игру при помощи ладьи и короля или же просто сыграть в шахматы один на один с компьютером. Игра, в которой приходится ходить в трехмерном лабиринте, ориентируясь на «плоскую» карту окружения, по замыслу разработчиков GCompris поспособствует развитию пространственного воображения ребенка.

    Чтобы оценить по достоинству GCompris, необходимо просмотреть все игры, а сделать это быстро никак не получится, ведь общее количество головоломок и паззлов исчисляется десятками.

    Сборник игр Childsplay во многом повторяет GCompris. Главное отличие состоит в том, что эта подборка ориентирована на детей помладше. Графика в этих играх более крупная и яркая, а задания менее сложные. Несмотря на простоту, каждая игра характеризуется уровнем сложности, который родители могут изменить. Игра позволит ребенку запомнить, какие звуки издают животные, заставит работать память, даст возможность задействовать фантазию и приобрести первый опыт работы с клавиатурой и мышью.

    В состав Qimo for kids входят и популярные образовательные программы для детей, разрабатываемые под маркой Tux4Kids. Самая известная из них — графический редактор Tux Paint, предназначенный для детей от трех до двенадцати лет. Эта программа имеет красочный интерфейс, а все действия в ней сопровождают звуковыми эффектами. Кроме этого, в процессе работы с Tux Paint в нижней части экрана появляется пингвин, который наблюдает за действиями ребенка и подсказывает, что ему нужно делать. Несмотря на то, что графический редактор ориентирован на детей, набор доступных инструментов достаточно широк: это и различные кисти (с возможностью добавления новых), и веселые штампы, и средства для добавления текста, и художественные фильтры. Важно, что для сохранения рисунков ребенку не нужно разбираться в тонкостях работы с файлами и папками — ему предлагается просто нажать на кнопку сохранения, а название и расположение файла программа устанавливает сама.

    Вторая программа из набора Tux4Kids — математическая игра TuxMath. Приложение выполнено в виде игры-аркады и дает возможность закрепить знания по арифметике. Суть TuxMath очень проста — пингвин управляет лазерной пушкой, которая стреляет по падающим цифрам и математическим выражениям. Чтобы применить оружие, необходимо набрать на клавиатуре правильный ответ, причем, нужно успеть это сделать до того момента, пока цифры не достигнут края экрана и не разгромят поселение пингвинов. В игре есть несколько режимов, включая аркадный, миссии и так далее. В TuxMath можно играть как одному, так и с друзьями.

    Наконец, TuxTyping — это похожая программа, где в главной роли выступает тот же пингвин Тукс. Однако в данном случае детям предлагается накормить пингвина рыбой, набрав нужные слова на клавиатуре. В ее настройках можно выбрать русский язык.

    Программа laby является еще одним доказательством того, что Qimo for kids охватывает довольно широкий возрастной диапазон. Эта утилита представляет собой ни много ни мало — тренажер для изучения программирования. Принцип работы laby очень прост — на экране показывается лабиринт, по которому бегает муравей. Рядом с лабиринтом отображается последовательность команд, которые позволят насекомому выйти из лабиринта, минуя препятствия. Проиграв последовательность команд, можно увидеть, правильно ли составлен алгоритм «спасения» муравья. Пользователю предлагается самому вписать недостающую команду, по мере перехода к более высоким уровням сложности лабиринт становится все запутаннее, а количество команд, которые нужно написать самостоятельно, — больше.

    ⇡ DoudouLinux 2011-01 — управлять компьютером просто!

    • Разработчик: Jean-Michel Philippe и другие
    • Размер: 700 Мбайт
    • Русский интерфейс: есть

    Создатели дистрибутива DoudouLinux утверждают, что использовать эту операционную систему могут дети начиная с двухлетнего возраста. Дабы сделать среду понятной для ребенка, разработчики учли несколько основных факторов: для того чтобы начать работу не нужно уметь читать, выбирать что-либо в раскрывающихся списках или уметь работать с файлами и папками. Кроме этого, очень важно, что система не имеет рабочего стола, с которого могут пропасть ярлыки. Панели задач тоже нет, и возможность сворачивания приложений не предусмотрена. Все программы закрываются простым нажатием клавиши Esc. В тех программах, которые рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, предусмотрена возможность сохранения результатов, а из игр для малышей в большинстве случаев можно выйти, не отвечая на запросы.

    Несмотря на то, что DoudouLinux создан французом, в настоящее время в его разработке активное участие принимают сотрудники Института прикладной информатики Томского государственного педагогического университета. Благодаря этому дистрибутив переведен на русский язык, а многие приложения снабжены голосовыми подсказками.

    Всего в DoudouLinux около пятидесяти приложений (в основном — игровых), которые рассчитаны на детей до девяти лет. Впрочем, такие средства, как текстовый редактор и браузер, вполне могут использовать и взрослые, в частности пожилые люди, для которых работа в обычной операционной системе кажется слишком сложной.

    Будучи основанным на Debian, этот детский дистрибутив включает популярные коллекции игровых приложений Childsplay и GCompris, программы для обучения работе с мышью Pysycache и Gamine, а также детский графический редактор Tuxpaint. Запустить все это можно прямо из главного меню DoudouLinux, поэтому даже трехлетний ребенок вполне сможет сам выбрать любимую игру.

    Для детей постарше и их родителей предусмотрен режим «Весь DoudouLinux», при переходе в который можно увидеть все доступные приложения, сгруппированные по категориям («Обучалки», «Занятия», «Игры» и так далее), а также получить доступ к настройкам операционной системы.

    Первое, чему должен научиться ребенок, чтобы чувствовать себя с компьютером комфортно, — это управляться с мышью. Для самых маленьких подойдет программа Gamine, которая просто поможет ребенку понять, что, перемещая мышь, он может управлять движением курсора на экране. В этой программе курсор превращен в разноцветную кисть, и, двигая мышью, ребенок рисует на экране. Набор приложений Pysycache поможет в дальнейшем освоении мыши. В нем есть такие задания, как сбор предметов двойным щелчком по ним, перемещение животных по экрану щелчками правой и левой кнопок, открытие спрятанной картинки, составление простейших пазлов перетаскиванием деталей на нужное место, перемещение камеры по экрану и «фотографирование» посредством щелчка мыши в нужном месте экрана.

    Некоторые игры, ориентированные на помощь в освоении мыши и клавиатуры, можно найти и в наборе приложений GCompris, который входит и в рассмотренный выше дистрибутив Qimo for kids. Всего тут более ста разных упражнений, от самых простых — для малышей — и до обучения чтению, математике, физике и географии. Например, ребенку можно предложить смоделировать электрическую схему, настроить водяную систему, провести корабль через шлюз. Очень важно, что пользователям DoudouLinux предлагается не только английская, но и русская версия GCompris. Конечно же, в упражнениях для малышей языковая версия значения не имеет, а вот в программах для обучения чтению наличие русского языка очень важно.

    Как и в Qimo for kids, в данный дистрибутив входит набор игровых приложений Childsplay. Правда, в DoudouLinux используется старая версия проекта, еще 2006 года, которая более не поддерживается. В ней хуже графика, чем в актуальной версии, да и набор игр поменьше, поэтому будем надеяться, что в ближайших релизах DoudouLinux этот пакет обновят.

    Много интересного найдут в DoudouLinux ребята старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Например, программа Kanagram предлагает разгадать анаграммы, KGeography содержит огромную базу знаний по географии и позволяет изучать страны, столицы, флаги государств и так далее. В KGeography есть режим загадок, перейдя в который ребенок может проверить свои знания.

    KHangMan — это любимая многими «виселица», «Мистер Клубень» — игра, в которой можно заселить аквариум рыбками, одеть картофелину или пингвина, а заодно выучить названия частей тела на разных языках. При помощи приложения KLettres можно изучить французский и английский алфавит, а также расположение букв на клавиатуре. Практически в каждом приложении есть возможность установки уровня сложности, поэтому любимая обучающая игра ребенка может расти вместе с ним.

    Дети постарше наверняка захотят использовать операционную систему не только для игр, но и для работы. В разделе «Занятия» собраны самые востребованные неигровые приложения. Это калькулятор, англо-русский словарь, текстовый редактор, система для обмена мгновенными сообщениями и, конечно же, браузер. О последнем стоит сказать отдельно. В DoudouLinux интегрирована система веб-фильтров DansGuardian, которая не позволяет детям попадать на сайты, содержащие контент «для взрослых». Эта система использует самые разные способы фильтрации: «черные» списки скомпрометировавших себя сайтов, фильтры по содержимому страницы на нескольких языках (на основе ключевых слов), фильтры графического содержимого и адресов ссылок. В целом DansGuardian является достаточно надежной системой. Например, при вводе слова «секс» в Google страница с результатами поиска полностью блокируется.

    Практически все программы, собранные в DoudouLinux, можно найти по отдельности, загрузить и использовать в рамках другого дистрибутива или даже другой операционной системы. Например, Childsplay выпускается не только для Linux, но и для Mac OS X и Windows. Однако главным преимуществом этот системы является максимально упрощенный интерфейс, который позволяет управлять компьютером даже маленькому ребенку. Кроме этого, очень важно, что маленький исследователь никак не сможет навредить текущей среде — ярлыки никуда не пропадут, никакие важные для родителей данные не будут удалены. Ну и, конечно, неоспоримым достоинством DoudouLinux является то, что система может работать как LiveCD, а потому ее можно брать с собой повсюду, например, в гости, где ребенок может заскучать без своих любимых игрушек.

    ⇡ Sugar on a Stick 4 — система для общения школьников

    • Разработчик: Sugar Labs
    • Размер: 540 Мбайт
    • Русский интерфейс: нет

    Операционная система Sugar on a Stick, созданная на основе Fedora, — это portable-вариант Sugar OS, которая использовалась в детских ноутбуках в рамках образовательного проекта OLPC (One Laptop Per Child). Sugar on a Stick можно запускать с флешки на любых компьютерах, в том числе и на нетбуках.

    Эта операционная система интересна тем, что в ней реализован оригинальный подход к пользовательскому интерфейсу. Тут не используются такие понятия, как «рабочий стол», «папка», «файл» или «окно». Одновременно работать можно лишь в одном приложении, которое открывается только в полноэкранном режиме. Система сохраняет сессию в так называемом журнале, и позже пользователь может вернуться к ней. При помощи журнала можно также упорядочивать свои данные по дате, по частоте обращений или по типу файла. Поскольку журнал фиксирует все действия пользователя, родители без труда могут увидеть, чем занимался ребенок на компьютере, когда их не было рядом.

    В Sugar on a Stick есть ряд приложений, которые носят имя Activities. Многие из них рассчитаны на совместную работу. Например, есть чат для локальной сети, возможность вместе работать в тестовом редакторе, средства для обмена закладками. Кроме этого, при помощи Sugar on a Stick можно слушать музыку и смотреть фильмы, читать электронные книги, рисовать, просматривать веб-сайты, играть в обучающие игры, писать музыку, программировать и так далее.

    ⇡ Заключение

    Задавшись целью подобрать идеальный Linux-дистрибутив для ребенка, вы можете также встретить такие проекты, как Foresight for Kids, Edubuntu, LinuxKidX и другие. К сожалению, выбор обучающего программного обеспечения для детей не слишком велик. Именно поэтому такие наборы приложений, как GCompris, Childsplay, а также графический редактор TuxPaint кочуют из одного детского дистрибутива в другой. Увы, в наш прагматичный век бизнесменов и торговых сделок о детях нередко попросту забывают. Все чаще об их воспитании и образовании вспоминают, когда это сулит хоть какую-то прибыль и коммерческую выгоду. А ведь такой подход в корне неправилен, поскольку от внимания, проявляемого к детям, зависит будущее.

    Разумеется, все понимают, что разработка обучающего ПО и создание детских вариантов операционных систем важны, однако без ощутимой поддержки со стороны состоятельных организаций эти начинания могут так и остаться на стадии первых версий. Очень хочется верить, что этого не случится.