Войти
Android, Windows, Apple, Ликбез. Социальные сети. Драйверы
  • Японские телефоны Новый японский смартфон
  • Lenovo G500S: характеристики, основные особенности
  • Определяем серию продукта видеокарт Nvidia Характеристики карты nvidia 9800 gt
  • А конкуренты у смартфона есть
  • Что такое расширение файла TRZ?
  • Не работает динамик в "айфоне"
  • Роботы образование творчество. Образовательная программа по робототехнике.docx - Образовательная программа по робототехнике Скачать программу робототехника в школе

    Роботы образование творчество. Образовательная программа по робототехнике.docx - Образовательная программа по робототехнике Скачать программу робототехника в школе

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

    методическим советом Директор

    протокол № _____ Кадяева С.В.

    от «___» ___ 20__ г. «___» ______ 20__ г.

    Дополнительная общеобразовательная

    программа «Робототехника»

    педагог дополнительного образования

    первой квалификационной категории

    МАУ ДО «ЦДОД»

    Кунгурский район – 2016

    Подготовлено за счет денежных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках реализации инновационного социального проекта «Подросток в техносфере - путь в будущее!»

    Пояснительная записка
    В настоящее время робототехника является одним из передовых направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий переплетаются с проблемами искусственного интеллекта. Роботы совершенствуются, а сфера их применения становится всё шире, сейчас они используются в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом промышленном производстве. Развитие автоматизированных систем и робототехники изменило не только деловую сферу нашей жизни. Идёт интенсивная разработка домашних и обслуживающих роботов. Во многих странах есть национальные программы по развитию именно STEM образования, потому что место страны в мировой экономике в XXI веке будет определяться не количеством природных ресурсов, а уровнем самых передовых технологий, который определяется уровнем интеллектуального потенциала.
    Актуальность программы.

    В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», а также в Концепции развития дополнительного образования детей в РФ подчёркивается важность разработки инновационных образовательных программ в области научно-технического творчества детей и создания необходимых условий для занятий детей техническими видами деятельности.

    Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» позволяет объединить конструирование и программирование в одном курсе и привить подрастающему поколению интерес к техническому творчеству.
    Новизна программы.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» реализуется в рамках федерального инновационного социального проекта «Подросток в техносфере – путь в будущее!».

    Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства обучающихся с основами робототехники , радиоэлектроники и программирования. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры. Эти занятия дают детям представление о роботостроении и IT-технологиях, что является ориентиром в выборе будущей профессии.

    Проектный метод является основной формой обучения.


    Педагогическая целесообразность

    Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет детям раскрыть способности к техническому творчеству и изобретательству, что позднее поможет успешно самореализоваться. В процессе конструирования и программирования, учащиеся получают дополнительное образование области физики, механики, электроники и информатики.

    Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных роботов. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

    Обучение по данной программе позволяет учащимся:


    • совместно обучаться в рамках одной команды;

    • распределять обязанности в своей команде;

    • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения ;

    • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

    • создавать модели реальных объектов и процессов;

    • видеть реальный результат своей работы.

    Цель: создание условий для раскрытия способностей к техническому творчеству и развитию инженерного мышления учащихся.
    Задачи:


    • формировать знания и умения в области разработки и редактирования трѐхмерных компьютерных моделей;

    • развивать логическое, конструкторское и пространственное мышление;

    • формировать навыки разработки и анализа сложных механизмов;

    • формировать устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению робототехники;

    • воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

    Отличительные особенности программы

    Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой "LEGO" для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO WeDo и Lego Mindstorms EV3 как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях по робототехнике. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии.


    Содержание программы предусматривает последовательное изучение двух блоков: «Перворобот LEGO WiDo» и «Робот Mindstorms EV3». Каждый блок программы включает упражнения и творческие задания на развитие мышления, внимания, воображения, памяти, речи.

    Блок «Перворобот LEGO WiDo» знакомит учащихся с основными терминами и понятиями: среда программирования, интерфейс, датчик, контроллер и др. Происходит обучение работе по инструкции , анализ получившейся модели и дальнейшая творческая самостоятельная её доработка.

    Блок «Робот Mindstorms EV3» знакомит учащихся со способами конструирования и программирования более сложных роботов.

    Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Робототехника» рассчитана на 1 год. Возраст обучающихся детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы колеблется от 8 до 15 лет.


    Форма и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю, 96 часов в год. Предусмотрены следующие формы работы: проектирование, моделирование, конструирование. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Задания подбираются с учётом индивидуальности каждого ученика, что обеспечивает успешность их выполнения.
    Методы обучения : диалогический предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных бесед. Беседы сопровождаются демонстрацией электронных презентаций и действующих моделей роботов; проектный (творческий) – применяется при реализации учащимися собственных творческих проектов.
    В процессе реализации программы «Робототехника» предполагаются следующие результаты :

    Личностные результаты


    • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

    • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
      развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
      воспитание чувства справедливости, ответственности ;

    • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
    Метапредметные результаты

    • принимать учебную задачу, планировать учебную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль реализации поставленной задачи;

    • адекватно воспринимать оценочные суждения педагога и товарищей;

    • различать способ и результат действия;

    • вносить коррективы в действия с учетом сделанных ошибок;

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    • осуществлять поиск информации; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

    • синтезировать, составлять целое из частей , в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    • аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
    Предметные результаты
    знать:

    • правила безопасной работы;

    • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

    • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

    • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

    • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

    • конструктивные особенности различных роботов;

    • основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.
    уметь:

    • использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;

    • конструировать различные модели; использовать созданные программы;

    • применять полученные знания в практической деятельности;
    Учебно-тематическое планирование

    п/п

    Наименование темы

    Количество часов

    Общее кол-во часов

    Теория

    Практика

    1.0

    Введение в образовательную программу.

    1

    1

    0

    Блок «Перворобот LEGO WiDo »

    1.1

    Знакомство с робототехнической деятельностью

    2

    0

    2

    1.2

    Среда программирования LEGO Education

    3

    1

    2

    1.3

    Танцующие птички. Ременная передача

    3

    1

    2

    1.4

    Умная вертушка. Зубчатые колеса. Датчик расстояния

    3

    1

    2

    1.5

    Голодный аллигатор. Датчик расстояния

    3

    1

    2

    1.6

    Обезьянка-барабанщик. Рычаг и кулачковый механизм

    3

    1

    2

    1.7

    Рычащий лев. Датчик наклона

    3

    1

    2

    1.8

    Порхающая птица. Датчик наклона. Датчик расстояния

    3

    1

    2

    1.9

    Вратарь. Зубчатая передача

    3

    1

    2

    1.10

    Ликующие болельщики. Программа с блоком «Экран»

    3

    1

    2

    1.11

    Спасение самолета

    3

    1

    2

    1.12

    Спасение от великана

    3

    1

    2

    1.13

    Непотопляемый парусник

    3

    1

    2

    1.14

    Творческий проект

    6

    1

    5

    1.15

    Защита проектов

    3

    1

    2

    Блок «Робот Mindstorms EV

    2.1

    Микрокомпьютер

    3

    1

    2

    2.2

    Динамики

    3

    1

    2

    2.3

    Экран EV3

    3

    1

    2

    2.4

    Программирование

    6

    1

    5

    2.5

    Датчик касания

    3

    1

    2

    2.6

    Датчик цвета

    3

    1

    2

    2.7

    Датчик ультразвуковой

    3

    1

    2

    2.8

    Датчик гироскопический

    3

    1

    2

    2.9

    Движение вперед, назад, повороты влево, вправо

    3

    1

    2

    2.10

    Ускорение, замедление

    3

    1

    2

    2.11

    Движение по квадрату, по кругу

    3

    1

    2

    2.12

    Движение с препятствием

    6

    1

    5

    2.13

    Соревнования

    6

    1

    5

    Итого часов

    96

    28

    68

    Содержание программы

    1.Вводное (организационное) занятие

    Знакомство с правилами поведения кабинете робототехники. Задачи и содержание занятий по робототехнике в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности.

    Блок «Перворобот LEGO WeDo »

    1.1.Знакомство с технической деятельностью и конструктором

    Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр фильмов, журналов и фотографий, где ребята смогут познакомиться с технической деятельности человека. Ученики соберут своего первого робота.

    Практическая работа.

    Изучение состава конструктора LEGO WeDo, сборка неэлектрифицированной конструкции на свободную тему.

    1.2. Среда программирования LEGO Education

    Изучение среды программирования LEGO Education. Общие сведения о программных блоках.

    1.3. Модель «Танцующие птички»

    Ученики соберут роботизированную модель «Танцующие птички». Изучат ременную передачу.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Птички». Написание собственной программы

    1.4. Модель «Умная вертушка»

    Ученики соберут роботизированную модель «Умная вертушка». Изучат зубчатые колеса. Узнают как применяется датчик расстояния.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Умная вертушка». Написание собственной программы

    1.5. Модель «Голодный аллигатор»

    Ученики соберут роботизированную модель «Голодный аллигатор». Применение датчика расстояния.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Голодный аллигатора». Написание собственной программы

    1.6. Модель «Обезьянка-барабанщик»

    Ученики соберут роботизированную модель «Обезьянка-барабанщик». Изучат применение рычага и кулачкового механизма.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Обезьянка-барабанщик». Написание собственной программы

    1.7. Модель «Рычащий лев»

    Ученики соберут роботизированную модель «Рычащий лев». Изучат применение датчика наклона.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Рычащий лев». Написание собственной программы

    1.8. Модель «Порхающая птичка»

    Ученики соберут роботизированную модель «Порхающая птичка». Изучат применение датчика наклона и датчика расстояния

    Практическая работа.

    Сборка модели «Порхающая птичка». Написание собственной программы

    1.9. Модель «Вратарь»

    Ученики соберут роботизированную модель «Вратарь». Изучат применение зубчатой передачи

    Практическая работа.

    Сборка модели «Вратарь». Написание собственной программы

    1.10. Модель «Ликующие болельщики»

    Ученики соберут роботизированную модель «Вратарь». Изучат применение блока «Экран»

    Практическая работа.

    Сборка модели «Ликующие болельщики». Написание собственной программы

    1.11. Модель «Спасение самолета»

    Ученики соберут роботизированную модель «Спасениеа». Выполнение дополнительных заданий.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Спасение самолета». Написание собственной программы

    1.12. Модель «Спасение от великана»

    Ученики соберут роботизированную модель «Спасение от великана». Выполнение дополнительных заданий.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Спасение от великана». Написание собственной программы

    1.13. Модель «Непотопляемый парусник»

    Ученики соберут роботизированную модель «Непотопляемый парусник». Выполнение дополнительных заданий.

    Практическая работа.

    Сборка модели «Непотопляемый парусник». Написание собственной программы

    1.14.Работа над собственным творческим проектом

    Ученики соберут роботизированную модель по собственному проекту. Выполняют программирование.

    Практическая работа.

    Сборка модели по собственному проекту. Программирование

    1.15.Защита творческих проектов

    Блок «Робот Mindstorms EV

    2.1. Микрокомпьютер

    Изучение микрокомпьютера EV3. Назначение портов (моторов и сенсоров), порта USB, динамика, дисплея и кнопок.

    Практическая работа.

    Подключение EV3 и написание простейших алгоритмических задач.

    2.2. Динамики

    Что представляет собой динамик, его назначение. Освоение способов и приёмов работы с динамиками микрокомпьютера.

    Практическая работа.

    2.3. Экран EV3

    Для чего нужен экран (дисплей). Изучение экрана EV3.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Написание программы.

    2.4. Программирование

    Повторение известных алгоритмов.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Написание программы.

    2.5. Изучение датчика касания

    Назначение датчика касания. Изучение специфических особенностей датчика касания. Получение знаний в программировании датчика касания.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Программирование датчика касания.

    2.6. Изучение датчика цвета

    Назначение датчика цвета. Изучение специфических особенностей датчика цвета. Получение знаний в программировании датчика цвета.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Программирование датчика цвета.

    2.7. Изучение ультразвукового датчика

    Назначения ультразвукового датчика. Изучение специфических особенностей ультразвукового датчика. Получение знаний в программировании ультразвукового датчика.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Программирование ультразвукового датчика.

    2.8. Изучение гироскопического датчика

    Назначение гироскопического датчика. Изучение специфических особенностей гироскопического датчика. Получение знаний в программировании гироскопического датчика.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Программирование гироскопического датчика.

    2.9. Движение вперед, назад, повороты влево, вправо

    Программирование моторов на движение вперед, назад, на повороты влево, вправо.

    Практическая работа.

    2.10. Движение с ускорением, с замедлением

    Программирование моторов на движение интегрированным с ускорением, - замедлением , на равноускоренное и равнозамедленное движение.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Программирование моторов. Внесение корректировок в работу модели.

    2.11. Движение по линии, по квадрату, по кругу

    Программирование моторов на движение по линии, по квадрату, по кругу.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Программирование моторов. Внесение корректировок в работу модели.

    2.12. Движение с препятствием

    Программирование моторов и наблюдение за ними и их показателями, в различных узлах модели при движении с препятствием.

    Практическая работа.

    Сборка робота. Программирование моторов. Внесение корректировок в работу модели.

    2.13. Соревнования

    Подготовка моделей к соревнованиям. Тестирование моделей. Доработка. Проведение соревнований.

    Список использованных источников и литературы


    1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПБ.: Питер, 2002.- 157-209 с.

    2. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014.

    3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Ярославль: «Академия развития», 2006. –11-27с.

    4. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребёнка.– СПб.: Речь,2002.–30-75 с.

    5. Овсяницкая Л.Ю., Овсяницкий Д.Н., Овсяницкий А.Д.. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства. - Челябинск: Мякотин И.В.. - 2014.

    6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. « Внеурочная деятельность школьников»- М., Просвещение, 2010

    7. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.; «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001.

    8. LEGO Education WeDo Teacher"s Guide

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы – техническая. Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ в том, что при осваивании приемов проектирования и конструирования, обучающиеся приобретают опыт создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей. Рабочая программа кружка «Роботостроение»

    адаптирована под конструктор с платформой LEGO MINDSTORMS Education EV3. Программа направлена на использование конструктора LEGO EV3 и позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 обучающиеся приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с обучающимися, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет обучающимся получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3. Актуальность. Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес обучающихся к области робототехники и автоматизированных систем.
    В связи с этим возникает необходимость в:
    1. Развитии личности обучающегося посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика.
    2. Повышении эффективности учебно-воспитательного процесса через максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности обучающихся. Педагогическая целесообразность. Необходимость прививать интерес обучающимся к области роботостроения и автоматизированных систем. Цель программы: Изучение программы «Роботостроение» на уровне начального и основного общего образования направлено на достижение следующей цели: развитие интереса обучающихся к технике и техническому творчеству. Задачи:
    3
    1. Познакомить с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей. 2. Развивать творческие способности и логическое мышление. 3. Выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в техническом творчестве.
    Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе – 15 человек.
     1 группа – 3-4 классы
     2 группа -5-9 классы. Срок реализации программы Количество учебных недель – 35 часов. Количество не учебных недель – 5 часов. Количество часов в неделю -1 час.
    Общая продолжительность составляет 40 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.
    Формы и режим занятий Формы организации занятий:  беседа;  урок-консультация;  практикум;  урок-проект;  выставка;  соревнование.
    Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и программирования модели робота для решения предложенной задачи. Формы занятий и методы обучения:
    Программа предусматривает использование следующих форм работы:  фронтальная – подача учебного материала всему коллективу.  индивидуально – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности обучающихся и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.  групповая – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание так называемых минигрупп по желанию с учётом их возраста и опыта работы. Используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов. 1. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей). 2. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
    4
    При организации практических занятий и творческих проектов формируются малые группы, состоящие из 2-3 обучающихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее место, состоящее из компьютера и конструктора.
    Режим занятий:
     Организационный момент (1-2 мин).
     Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (2-4 мин).
     Разбор нового материала (6-8 мин).
     Физкультминутка (1-2 мин).
     Работа с конструктором (30 мин).
     Подведение итогов занятия (1 мин). Ожидаемые результаты, формируемы УУД и способы их проверки Стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов. Сформировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем. Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс, конференция и т.д.). Для реализации программы используются образовательные конструкторы фирмы Lego, конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он представляет собой набор конструктивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией. C конструктором LEGO MINDSTORMS Education EV3 идет необходимое программное обеспечение. В результате изучения программы обучающиеся должны: знать/понимать: 1. Роль и место робототехники в жизни современного общества; 2. Основные сведение из истории развития робототехники в России и мире; 3. Основных понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов; 4. Правила и меры безопасности при работе с электроинструментами; 5. Общее устройство и принципы действия роботов; 6. Основные характеристики основных классов роботов; 7. Общую методику расчета основных кинематических схем; 8. Порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах; 9. Методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей; 10. Основы популярных языков программирования; 11. Правила техники безопасности при работе в кабинете оснащенным электрооборудованием; 12. Основные законы электрических цепей, правила безопасности при работе с электрическими цепями, основные радиоэлектронные компоненты; 13. Определения робототехнического устройства, наиболее распространенные ситуации, в которых применяются роботы;
    5
    14. Иметь представления о перспективах развития робототехники, основные компоненты программных сред; 15. Основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных устройств; 16. Различные способы передачи механического воздействия, различные виды шасси, виды и назначение механических захватов. уметь 1. Собирать простейшие модели с использованием EV3; 2. Самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения; 3. Использовать для программирования микрокомпьютер EV3 (программировать на дисплее EV3) 4. Владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности; 5. Разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые управления роботом; 6. Пользоваться компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения программе; 7. Подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов; 8. Правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их основные узлы и системы; 9. Вести индивидуальные и групповые исследовательские работы. Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность
    6
    Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
    Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
    Планируется использование следующих методов отслеживания результативности:
    - Педагогическое наблюдение.
    - Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (выставках, конкурсах), защиты проектов, решения
    задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
    Для отслеживания результативности планируется использовать:
    – Оформление фотоотчета;
    – Пополнение портфолио обучающихся.
    7
    Формы подведения итогов реализации программы Итогом изучения программы служит групповой проект, который выбирается обучающимися самостоятельно или из предложенных тем. Планируется организация выставки «Мой первый робот», на которой обучающиеся покажут работу своего робота и расскажут о своей работе над этим проектом. Примерные темы проектов:
    1. Спроектируйте и постройте автономного робота, который движется по правильному многоугольнику и измеряет расстояние и скорость.
    2. Спроектируйте и постройте автономного робота, который может передвигаться:
     на расстояние 30 см;

     используя для передвижения колеса;
     а также может отображать на экране пройденное им расстояние.
    3. Спроектируйте и постройте автономного робота, который может перемещаться и:
     вычислять среднюю скорость;
     а также может отображать на экране свою среднюю скорость.
    4. Спроектируйте и постройте автономного робота, который может передвигаться:
     на расстояние не менее 30 см;
     используя хотя бы один мотор;
     не используя для передвижения колеса.
    5. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте робота, который может двигаться вверх по как можно более крутому уклону.
    6. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте робота, который может передвигаться по траектории, которая образует повторяемую геометрическую фигуру (например: треугольник или квадрат).
    7. Спроектируйте и постройте более умного робота, который реагирует на окружающую обстановку. Запрограммируйте его для использования датчиков цвета, касания, и ультразвукового датчика для восприятия различных данных.
    8. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое может воспринимать окружающую среду и реагировать следующим образом:
     издавать звук;
     или отображать что-либо на экране модуля EV3.
    9. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое может:
     чувствовать окружающую обстановку;
     реагировать движением.
    10. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое может:
     воспринимать условия света и темноты в окружающей обстановке;
     реагировать на каждое условие различным поведением.
    Презентация группового проекта:
    Процесс выполнения итоговой работы завершается процедурой презентации действующего робота.
    8
    Презентация сопровождается демонстрацией действующей модели робота и представляет собой устное сообщение (на 5-7 мин.), включающее в себя следующую информацию:
    – тема и обоснование актуальности проекта;
    – цель и задачи проектирования;
    – этапы и краткая характеристика проектной деятельности на каждом из этапов. Учебно-тематический план

    п/п
    Название раздела,
    темы
    Количество часов
    Формы контроля
    Всего
    Теория
    Практика
    1
    Введение в роботостроение
    1
    1
    2
    Конструирование
    8
    4
    4

    3
    Программирование
    15
    7
    8
    Педагогическое наблюдение, самоанализ, демонстрация моделей, проверка работоспособности робота
    4
    Проектная деятельность в малых группах
    16
    16
    Педагогическое наблюдение, самоанализ, демонстрация моделей, проверка работоспособности робота Содержание программы Раздел 1. Введение в роботостроение Теория: Знакомство с миром Lego. История создания и развития компании Lego. Введение в предмет. Изучение материальной части курса. Раздел 2. Конструирование Теория: инструктаж по технике безопасности.Конструирование полигона. Знакомство с программированием. Практика: сборка опытной модели. Написание простейшего алгоритма и его запуск. Применение алгоритма и модели на полигоне. Повторение изученного. Развитие модели и сборка более сложных моделей. Раздел 3. Программирование Теория: создания языка Lab View. Визуальные языки программирования Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Инфракрасный
    9
    передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования Lab View. Практика: изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы.Составление программы. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация. Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий). Датчик освещенности (Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее). Раздел 4. Проектная деятельность в малых группах Практика: разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
    10
    Календарный учебный график
    1 группа

    п/п
    Дата
    Форма занятия
    Кол-во часов
    Раздел/Тема
    Форма контроля Раздел 1. Введение в робототехнику (1 ч) 1. 6.09. Урок – беседа 1
    Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Раздел 2. Конструирование (8 ч) 2. 13.09.
    Беседа

    Педагогическое наблюдение 3. 20.09.

    Педагогическое наблюдение 4. 27.09.

    Педагогическое наблюдение 5. 4.10.

    Педагогическое наблюдение 6. 11.10.
    Беседа, практикум 1
    Датчик касания. Устройство датчика.Решение задач на движение с использованием датчика касания.
    Педагогическое наблюдение 7. 18.10.

    Педагогическое наблюдение 8. 25.10.

    Педагогическое наблюдение 9. 1.11.
    Беседа, практикум 1

    Контрольное занятие Раздел 3. Программирование (15 ч) 10. 8.11.
    Беседа, практикум 1


    Педагогическое наблюдение
    11
    программы. 11. 15.11.
    Практикум 2

    Педагогическое наблюдение 12. 22.11.
    Практикум
    Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях.
    Педагогическое наблюдение 13. 29.11.
    Беседа, практикум 2
    Программное обеспечение EV3.
    Среда LABVIEW.
    Педагогическое наблюдение 14. 6.12.
    Беседа, практикум
    Программное обеспечение EV3.
    Среда LABVIEW.
    Педагогическое наблюдение 15. 13.12.
    Беседа, практикум 2
    Редактор контента.
    Демонстрация моделей 16. 20.12.
    Беседа, практикум

    Педагогическое наблюдение 17. 27.12.
    Урок-консультация
    Практикум 2

    Педагогическое наблюдение 18. 10.01.
    Урок-консультация
    Практикум
    Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.
    Самоанализ 19. 17.01.
    Урок-консультация
    Практикум 2

    Педагогическое наблюдение 20. 24.01.
    Урок-консультация
    Практикум
    Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии.
    Педагогическое наблюдение 21. 31.01.
    Практикум 1

    Тестирование 22. 7.02.
    Беседа, практикум 2


    12
    23. 14.02.
    Беседа, практикум
    Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток.
    Проверка работоспособности робота 24. 21.02
    . 1
    .
    Проверка работоспособности робота
    Раздел 4. Проектная деятельность (16 ч) 25. 28.02.
    Беседа, практикум 1

    Педагогическое наблюдение 26. 7.03.
    Беседа, практикум 1

    Сканирование местности.
    Педагогическое наблюдение 27. 14.03.
    Беседа, практикум 1

    Практическое занятие 28. 21.03.
    Практикум 1


    Практическое занятие 29. 28.03.
    Практикум 1

    Проверка работоспособности робота 30. 4.04.
    Урок-консультация
    Практикум 2

    Проверка работоспособности робота 31. 11.04.
    Урок-консультация
    Практикум
    Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков.
    Проверка работоспособности робота 32. 18.04.
    Практикум 2

    движение.
    Проверка работоспособности робота 33. 25.04.
    Практикум
    Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное
    Проверка
    13
    движение.
    работоспособности робота 34. 16.05.


    Проверка работоспособности робота 35. 23.05.
    Практикум Соревнование роботов
    Работа над проектами. Правила соревнований.
    Проверка работоспособности робота 36. 30.05.

    Соревнование роботов на тестовом поле. Зачет времени и количества ошибок
    Проверка работоспособности робота 37. 6.06.


    Проверка работоспособности робота 38. 13.06.

    Конструирование собственной модели робота
    Проверка работоспособности робота 39. 20.06.
    Урок-консультация урок-проект 2

    Проверка работоспособности робота 40. 27.06.
    Урок-консультация урок-проект
    Программирование и испытание собственной модели робота
    Проверка работоспособности робота
    14
    Календарный учебный график
    2 группа

    п/п
    Дата
    Форма занятия
    Кол-во часов
    Раздел/Тема
    Форма контроля Раздел 1. Введение в робототехнику (1 ч) 1. 1.09. Урок – беседа 1
    Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Раздел 2. Конструирование (8 ч) 2. 8.09.
    Беседа
    1 Правила работы с конструктором LEGO. Основные механические детали конструктора и их назначение.
    Педагогическое наблюдение 3. 15.09.
    Беседа, практикум 1 Модуль EV3. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение.
    Педагогическое наблюдение 4. 22.09.
    Беседа, практикум 1 Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Сборка модели робота по инструкции.
    Педагогическое наблюдение 5. 29.09.
    Беседа, практикум 1 Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния.
    Педагогическое наблюдение 6. 6.10.
    Беседа, практикум 1
    Датчик касания. Устройство датчика. Решение задач на движение с использованием датчика касания.
    Педагогическое наблюдение 7. 13.10.
    Практикум 1 Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика
    Педагогическое наблюдение 8. 20.10.
    Практикум 1 Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием датчика расстояния
    Педагогическое наблюдение 9. 27.10.
    Беседа, практикум 1
    Подключение датчиков и моторов. Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.
    Контрольное занятие Раздел 3. Программирование (15 ч) 10. 3.11.
    Беседа, практикум 1
    Среда программирования модуля. Создание программы.
    Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие
    Педагогическое наблюдение
    15
    программы. 11. 10.11.
    Практикум 2
    Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях.
    Педагогическое наблюдение 12. 17.11.
    Практикум
    Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях.
    Педагогическое наблюдение 13. 24.11.
    Беседа, практикум 2
    Программное обеспечение EV3.
    Среда LABVIEW.
    Педагогическое наблюдение 14. 1.12.
    Беседа, практикум
    Программное обеспечение EV3.
    Среда LABVIEW.
    Педагогическое наблюдение 15. 8.12.
    Беседа, практикум 2
    Программные блоки и палитры программирования.
    Редактор контента.
    Демонстрация моделей 16. 15.12.
    Беседа, практикум
    Программные блоки и палитры программирования.
    Редактор контента.
    Педагогическое наблюдение 17. 22.12.
    Урок-консультация
    Практикум 2
    Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.
    Педагогическое наблюдение 18. 29.12.
    Урок-консультация
    Практикум
    Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.
    Самоанализ 19. 12.01.
    Урок-консультация
    Практикум 2
    Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии.
    Педагогическое наблюдение 20. 19.01.
    Урок-консультация
    Практикум
    Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии.
    Педагогическое наблюдение 21. 26.01.
    Практикум 1
    Решение задач на движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности.
    Тестирование 22. 2.02.
    Беседа, практикум 2
    Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток.
    Проверка работоспособности робота
    16
    23. 9.02.
    Беседа, практикум
    Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток.
    Проверка работоспособности робота 24. 16.02.


    Проверка работоспособности робота
    Раздел 4. Проектная деятельность (16 ч) 25. 2.03.
    Беседа, практикум 1
    Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов.
    Педагогическое наблюдение 26. 9.03.
    Беседа, практикум 1
    Измерение расстояний до объектов.
    Сканирование местности.
    Педагогическое наблюдение 27. 16.03.
    Беседа, практикум 1
    Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. Мощность.
    Практическое занятие 28. 23.03.
    Практикум 1
    Управление роботом с помощью внешнихвоздействий.
    Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.
    Практическое занятие 29. 30.03.
    Практикум 1
    Движение по замкнутойтраектории. Решение задач на криволинейное движение.
    Проверка работоспособности робота 30. 6.04.
    Урок-консультация
    Практикум 2
    Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков.
    Проверка работоспособности робота 31. 13.04.
    Урок-консультация
    Практикум
    Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков.
    Проверка работоспособности робота 32. 20.04.
    Практикум 2
    Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное
    движение.
    Проверка работоспособности робота 33. 27.04.
    Практикум
    Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное
    Проверка
    17
    движение.
    работоспособности робота 34. 4.05.
    Практикум Соревнование роботов 2
    Работа над проектами. Правила соревнований.
    Проверка работоспособности робота 35. 11.05.
    Практикум Соревнование роботов
    Работа над проектами. Правила соревнований.
    Проверка работоспособности робота 36. 18.05.
    Практикум Соревнование роботов 1
    Соревнование роботов на тестовом поле. Зачет времени и количества ошибок
    Проверка работоспособности робота 37. 25.05.
    Урок-консультация урок-проект 2
    Конструирование собственной модели робота
    Проверка работоспособности робота 38. 1.06.
    Урок-консультация урок-проект
    Конструирование собственной модели робота
    Проверка работоспособности робота 39. 8.06.
    Урок-консультация урок-проект 2
    Программирование и испытание собственной модели робота
    Проверка работоспособности робота 40. 15.06.
    Урок-консультация урок-проект
    Программирование и испытание собственной модели робота
    Проверка работоспособности робота
    18
    Методическое обеспечение программы Материально-техническое оснащение 1. Наборконструкторов LEGO MINDSTORMS Education EV3 2. Программное обеспечение LEGO 3. Материалы сайта http://www.prorobot.ru/lego.php 4. Средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран).
    Интернет – ресурсы
    1. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru 2. Материалы сайтов: http://www.prorobot.ru/lego.php http://nau-ra.ru/catalog/robot http://www.239.ru/robot http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html http://habrahabr.ru/company/innopolis_university/blog/210906/STEM-робототехника http://www.slideshare.net/odezia/2014-39493928 http://www.slideshare.net/odezia/ss-40220681 http://www.slideshare.net/odezia/180914-39396539
    3. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html
    4. Программы для робота [Электронный ресурс] / http://service.lego.com/en-us/helptopics/?questionid=2655 Список использованной литературы
    1. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство « Москва». 2000 г
    2. http://www.lego.com/ru-ru/mindstorms/build-a-robot 3. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов/ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
    4. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
    5. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
    6. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009
    7. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html
    8. Программы для робота [Электронный ресурс] / http://service.lego.com/en-us/helptopics/?questionid=2655
    19
    9. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» – «Наука» 2010г.
    10. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». – М.: ИНТ, 2001 г

    Дьякова Наталья Анатольевна , р.п. Тальменка, учитель информатики, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа №6» Тальменского района Алтайского края ,
    [email protected]

    Пояснительная записка

    Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором технические объекты выполняют не только функции по обработке материальных предметов, но и начинают выполнять обслуживание и планирование. Человекоподобные роботы уже выполняют функции секретарей и гидов. Робототехника уже выделена в отдельную отрасль.

    Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

    Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в образовательные учреждения.

    Изучение робототехники позволяет решить следующие задачи, которые стоят перед информатикой как учебным предметом. А именно, рассмотрение линии алгоритмизация и программирование, исполнитель, основы логики и логические основы компьютера.

    Также изучение робототехники возможно в курсе математики (реализация основных математических операций, конструирование роботов), технологии (конструирование роботов, как по стандартным сборкам, так и произвольно), физики (сборка деталей конструктора, необходимых для движения робота-шасси).

    Цель: создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием робота Lego Mindstorms NXT, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.

    Задачи:
    оказать содействие в конструировании роботов на базе микропроцессора NXT;
    освоить среду программирования ПервоРобот NXT;
    оказать содействие в составлении программы управления Лего-роботами;
    развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
    развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
    развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
    развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
    развивать умения творчески подходить к решению задачи;
    развивать применение знаний из различных областей знаний;
    развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
    получать навыки проведения физического эксперимента.

    Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы кружка «Основы робототехники», являются:
    - Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    - Принцип возрастания роли внеурочной работы;
    - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    - Принцип свободы выбора учащимися образовательных услуг, помощи и наставничества.

    В качестве платформы для создания роботов используется конструктор Lego Mindstorms NXT. На занятиях по робототехнике осуществляется работа с конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования ПервоРобот NXT.

    Конструктор LEGO Mindstorms позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Lego-робот поможет в рамках изучения данной темы понять основы робототехники, наглядно реализовать сложные алгоритмы, рассмотреть вопросы, связанные с автоматизацией производственных процессов и процессов управления. Робот рассматривается в рамках концепции исполнителя, которая используется в курсе информатики при изучении программирования. Однако в отличие от множества традиционных учебных исполнителей, которые помогают обучающимся разобраться в довольно сложной теме, Lego-роботы действуют в реальном мире, что не только увеличивает мотивационную составляющую изучаемого материала, но вносит в него исследовательский компонент.

    Занятия по программе формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Работает Lego Mindstorms на базе компьютерного контроллера NXT, который представляет собой двойной микропроцессор, Flash-памяти в каждом из которых более 256 кбайт, Bluetooth-модуль, USB-интерфейс, а также экран из жидких кристаллов, блок батареек, громкоговоритель, порты датчиков и сервоприводов. Именно в NXT заложен огромный потенциал возможностей конструктора lego Mindstorms. Память контроллера содержит программы, которые можно самостоятельно загружать с компьютера. Информацию с компьютера можно передавать как при помощи кабеля USB, так и используя Bluetooth. Кроме того, используя Bluetooth можно осуществлять управление роботом при помощи мобильного телефона. Для этого потребуется всего лишь установить специальное java-приложение.

    Отличительные особенности программы: реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой "LEGO" для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов Lego Mindstorms NXT как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на уроках робототехники. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии.

    Курс предполагает использование компьютеров совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.

    Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, информационно-коммуникационные технологии.

    Формы контроля и оценки образовательных результатов. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.
    Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по робототехнике.

    Предполагаемые результаты освоения темы:

    Процесс изучения темы направлен на формирование следующих компетенций:

    общекультурные компетенции (ОК):

    Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
    умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК - 6);
    готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
    владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК - 8);
    способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК - 12);
    способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

    общепрофессиональные компетенции (ОПК):

    Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
    способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

    специальные компетенции (СК):

    Готов применять знания теоретической информатики, фундаментальной и прикладной математики для анализа и синтеза информационных систем и процессов (СК-1);
    способен использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации (СК-2);
    владеет современными формализованными математическими, информационно-логическими и логико-семантическими моделями и методами представления, сбора и обработки информации (СК-3);
    способен реализовывать аналитические и технологические решении в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации (СК-4);

    Организация учебного процесса. Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

    Урочная форма, в которой преподаватель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
    внеурочная форма, в которой обучающиеся после занятий (дома или в компьютерной аудитории) самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.
    Изучение темы обучающимися может проходить самостоятельно. Для этого рекомендуем использовать ЦОР «Основы робототехники».

    Основные виды деятельности
    - Знакомство с интернет-ресурсами, связанными с робототехникой;
    - Проектная деятельность;
    - Работа в парах, в группах;
    - Соревнования.

    Формы работы, используемые на занятиях:
    - лекция;
    - беседа;
    - демонстрация;
    - практика;
    - творческая работа;
    - проектная деятельность.

    Оборудование:
    мультимедийный проектор;
    робот Lego Mindstorms;
    доска;
    карточки;
    презентация (ЦОР «Основы робототехники»)

    Содержание курса «Основы робототехники» 1 год обучения
    Введение в робототехнику – 2 ч.
    История развития робототехники.
    Введение понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов.
    Значимость робототехники в учебной дисциплине информатика.
    Конструирование роботов – 30 ч.
    Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов. Стандартные модели Lego Mindstorms. Сборка стандартных моделей Lego Mindstorms: «Tribot», «Пятиминутка», «Spike», «Robogator».
    Бот-внедорожник, трехколесный бот, линейный ползун, исследователь, нападающий коготь, гоночная машина – «Автобот», шарикопульт, робот-база с 3-мя двигателями.
    Подготовка к выставке – 2 ч.
    Выставка (зачет) – 1 ч.

    Программирование роботов – 20 ч.
    Интерфейс ПервоРоботNXT. Набор Lego Mindstorms. Подключение ПервоРоботNXT.
    Датчики и интерактивные сервомоторы. Калибровка датчиков.
    Направляющая и начало программы. Палитры блоков.
    Блоки стандартной палитры ПервоРоботNXT: блоки движения, звука, дисплея, паузы.
    Блок условия. Работа с условными алгоритмами.
    Блок цикла. Работа с циклическими алгоритмами.
    Математические операции в ПервоРоботNXT.
    Логические операции в ПервоРоботNXT.

    Конструирование, программирование роботов – 9 ч.
    Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов.
    Основы программирования роботов. Особенности программирования Lego – роботов.
    Бот-внедорожник - Собираем и программируем Бот-внедорожник, используя датчик касания.
    Исследователь - Всем хорош "Бот-внедорожник": манёвренный, бронированный, умный. Ему бы ещё ультра-зрение бы добавить... Добавляем! Встречайте: Исследователь - вот вам робот с искусственным интеллектом среднего уровня!
    Гоночная машина – «Автобот» - Есть возможность и удалённого управления, и "мозги", позволяющие принимать решения, считывая цветные линии на полу!
    Робот «Alpha Rex»

    Подготовка к соревнованиям – 5 ч.
    Кегельринг.
    Итоговые соревнования (зачет) – 1 ч.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Основы робототехники»

    Личностные результаты

    К личностным результатам освоения курса можно отнести:
     критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
     осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
     развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
     развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
     развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
     воспитание чувства справедливости, ответственности;
     начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия:
     принимать и сохранять учебную задачу;
     планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
     формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
     адекватно воспринимать оценку учителя;
     различать способ и результат действия;
     вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
     проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
     осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
     оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

    Познавательные универсальные учебные действия:
     осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
     использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
     ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
     осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
     проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
     строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
     устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
     моделировать, преобразовывать объект из чувствен¬ной формы в модель, где выделены существенные характе¬ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
     синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
     выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

    Коммуникативные универсальные учебные действия:
     аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
     выслушивать собеседника и вести диалог;
     признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
     планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
     осуществлять постановку вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
     разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
     управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
     уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
     владеть монологической и диалогической формами речи.

    Предметные результаты
    По окончании обучения учащиеся должны
    знать:
    - правила безопасной работы;
    - основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
    - конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
    - компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
    - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
    - конструктивные особенности различных роботов;
    - как передавать программы NXT;
    - как использовать созданные программы;
    - приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;
    - основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.

    уметь:
    - использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
    - конструировать различные модели; использовать созданные программы;
    - применять полученные знания в практической деятельности;

    владеть:
    - навыками работы с роботами;
    - навыками работы в среде ПервоРобот NXT.

    Литература для учителя:
    Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему желанию. Руководство пользователя
    Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А.А.
    Программа «Основы робототехники», Алт ГПА

    Интернет- ресурсы:
    http://www.gruppa-prolif.ru/content/view/23/44/
    http://robotics.ru/
    http://moodle.uni-altai.ru/mod/forum/discuss.php?d=17
    http://ar.rise-tech.com/Home/Introduction
    http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
    http://www.prorobot.ru/lego.php
    http://robotor.ru

    Литература для ученика:
    Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему желанию. Руководство пользователя.

    Интернет- ресурсы:

    Благодаря техническому прогрессу с каждым годом количество роботов-помощников для человека становится всё больше.Как Вы думаете что будет через несколько лет?С чем могут столкнуться наши дети?Поэтому очень важно помочь каждому ребёнку раскрыть интерес к программированию и конструированию.Ведь это и есть одна из главных целей робототехнического кружка.

    Детское творчество-это то,что помогает ребёнку проявлять себя,экспериментировать и создавать нечто новое.Программа технической направленности по работе с детьми дошкольного возраста"Роботёнок" предлагает педагогам и воспитателям способы увлечь ребёнка робототехникой и в дальнейшем вывести его на соревнования всероссийского масштаба,такие как РобоФест.

    Возраст : 10 - 15 лет.
    Предмет : «Спортивная робототехника», состязание «Траектория».
    Тип занятия : практика.
    Оборудование : наборы конструкторов Lego Mindstorms Education NXT, EV3; ноутбуки/стационарные компьютеры; цветной принтер; учебная доска.
    Цели занятия : научить обучающихся находить и исправлять программные ошибки в работе робота при помощи специальной программной среды.
    Состав группы учащихся : 2 - 6 человек.
    Форма работы : индивидуальная.

    Управление образования и молодежной политики

    Администрации Лысковского муниципального района

    Нижегородской области

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя школа №3 г. Лысково Нижегородской области

    Дополнительная общеобразовательная

    общеразвивающая программа

    «Робототехника»

    Срок обучения: 1 год.

    Возраст обучающихся: с 11 лет.

    г. Лысково

    2015г.

    1. Пояснительная записка

    Предмет робототехники - это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

    Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов.

    Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

    На занятиях робототехники осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.

    Образовательная программа «Робототехника» - это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

    В распоряжение детей будут предоставлены Лего-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

    Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию ребят к получению знаний.

    Направленность данной программы научно-техническая.

    Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.

    В педагогической целесообразности этой темы не приходится сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования, кроме этого, дети получат дополнительные знания в области физики, механики, электроники и информатики.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 11 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью. Количество обучающихся в объединении – 15 человек (1 группа).

    Для реализации программы «Робототехника» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

    1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверки совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO.

    2. Наборы конструкторов:

    LEGO Mindstorm EV3 – 3 шт.;

    Программный продукт – по количеству компьютеров в классе;

    Поле для проведения соревнования роботов;

    Зарядное устройство для конструктора – 3 шт.;

    Ящик для хранения конструкторов.

    Сроки реализации программы 1 год.

    Режим работы, в неделю 1 занятие по 45 минут. Часовая нагрузка 36 часов.

    Цель: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования.

    Задачи:

    Обучающие:

    Дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;

    Научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;

    Сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

    Ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.

    Воспитывающие:

    Формировать творческое отношение по выполняемой работе;

    Воспитывать умение работать в коллективе.

    Развивающие:

    Развивать творческую инициативу и самостоятельность;

    Развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

    Прогнозируемый результат:

    По окончанию курса обучения ребята должны

    ЗНАТЬ:

    Теоретические основы создания робототехнических устройств;

    Элементную базу, при помощи которой собирается устройство;

    Порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;

    Порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

    Правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.

    УМЕТЬ:

    Проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;

    Создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

    Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем:

    Результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике;

    Несколько моделей роботов примут участие в показательных выступлениях на Творческом отчете.

    Основные направления содержания деятельности

    Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом:

    Заполняется журнал присутствующих на занятиях обучающихся;

    Объявляется тема занятий;

    Раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения;

    Теоретический материал педагог дает обучающимся, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники);

    Проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования обучающихся.

    Практические занятия проводятся следующим образом:

    Педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу;

    Педагог отдает обучающимся, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены на его сайте посвященном именно этой теме;

    Практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.

    Механизм отслеживания результатов

    Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

    Соревнования;

    Учебно-исследовательские конференции (например, научно практическая конференция городских учебно-исследовательских работ)

    Отчеты обучающихся со своими работами по телевидению;

    Отчеты о проделанной работе в местной прессе;

    Отзывы преподавателя и родителей на сайте образовательного учреждения дополнительного образования.

    1. Учебно-тематический план

    Тема

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    Введение

    Конструирование

    Всего

    10,5

    25,5

    1. Содержание разделов программы

    Введение (1 ч.)

    Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

    Конструирование (13 ч.)

    Правила работы с конструктором Lego.

    Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.

    Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.

    И др..

    Поурочное планирование

    Тема

    Часы

    теория

    практика

    1. Введение

    Правила поведения и техника безопасности при работе с конструкторами

    1. Конструирование

    Правила работы с конструктором LEGO. Основные детали. Спецификация

    Знакомство с контроллером. Кнопки управления

    Сборка непрограммируемых моделей

    Знакомство с датчиками. Передача и запуск программы

    Составление простейшей программы по шаблону. Передача и запуск программы

    Параметры мотора. Изучение влияния параметров на работу модели

    Знакомство с датчиками. Датчик касания, датчик освещенности

    Сборка робота «Пятиминутка»

    12-13

    Разработка и сборка собственных моделей

    Демонстрация моделей

    1. Программирование

    Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности

    Передача и запуск программы

    Команды Lab View. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме

    Знакомство с основными командами

    Составление программы по шаблону

    Сборка модели с использованием мотора

    Составление программы, передача, демонстрация

    22-23

    Линейная и циклическая программа

    Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход.

    25-26

    Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий)

    27-28

    Экскурсия в музей «Кварки»

    Выработка и утверждение тем проектов

    30-35

    Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков

    • Словесный
    • Наглядный

    Мультимедиа презентации;

    Интернет ресурсы

    Конструирование

    Беседа

    Практическая работа

    • Словесный
    • Наглядный
    • Репродуктивный
    • Практический

    Мультимедиа презентации;

    Интернет ресурсы

    Программирование

    Беседа

    Практическая работа

    Экскурсия

    • Словесный
    • Наглядный
    • Репродуктивный
    • Практический

    Мультимедиа презентации;

    Интернет ресурсы

    Проектная деятельность в группах

    Беседа

    Практическая работа

    • Словесный
    • Наглядный
    • Репродуктивный
    • Практический

    Мультимедиа презентации;

    Интернет ресурсы

    1. Литература

    Список литературы для педагога

    1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 73-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
    3. Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования. Пособие для руководителей кружков. - М., Просвещение, 1996
    4. Быстров Ю.А., Мироненко Н.Г. Электронные цепи и устройства. Учебное пособие для ВУЗов - М., Высшая школа, 1989
    5. Кублановский Я.С. Тиристорные устройства - М., Радио и связь, 1987
    6. Ланин Н.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. Книга для учителей - М., Просвещение, 1985
    7. Справочник радиолюбителя-конструктора - М., Радио и связь
    8. Токхейм Г. Цифровая электроника для начинающих, Пер. с анг. - М., Мир, 1992
    9. Хокинс Г. Цифровая электроника для начинающих, Пер. с англ. - М., Мир, 1992
    10. Дж. Уитсон. 500 практических схем на ИС, Пер. с англ. – М., Мир, 1992
    11. Ж. Фодор. Операционные системы, Пер. с франц. – М., Мир, 1989
    12. Б.Э.Смит. Архитектура и программирование микропроцессора, Пер. с англ. – М., ТОО «Конкорд», 1992
    13. Е.Юревич. Основы робототехники, 2-издание, Учебное пособие БХВ – Петербург, 2005.
    14. Кто есть кто в робототехнике. Справочник ДМК-ПРЕСС, Москва, 2005
    15. М. Предко. Создайте робота своими руками на NXT – микроконтроллере, Пер. с англ.яз., М. ДМК, ПРЕСС 2006.
    16. РОБОТОТЕХНИКА. Издательство МГТУ.

    С.А. Вортников «Информационные устройства робототехнических систем»

    Список литературы для обучающихся.

    1. Сворень Р.А. Электроника шаг за шагом: Практическая энциклопедия юного радиолюбителя. М.: Детская литература, 1986.
    2. Седов Е.А. Мир электроники. М.: Молодая гвардия, 1990.
    3. Заворотов Е.А. От идеи до модели.М.: просвещение, 1988.
    4. Комский Д.М. Электронные автоматы и игры. М.: Энергоиздат, 1981.
    5. Зеленский В.А. Бытовые электронные автоматы. М.: Радио и связь, 1989.
    6. Конструкции юных радиолюбителей. М.: Радиосвязь, 1989.
    7. Перегудов М. «Бок о бок с компьютером». М. Высшая школа, 1987.
    8. Смирнов Ю.М. Интеллектуализация ЭВМ. М. Высшая школа, 1989.
    9. Барацков А.П. Кто есть кто в робототехнике.