Войти
Android, Windows, Apple, Ликбез. Социальные сети. Драйверы
  • Японские телефоны Новый японский смартфон
  • Lenovo G500S: характеристики, основные особенности
  • Определяем серию продукта видеокарт Nvidia Характеристики карты nvidia 9800 gt
  • А конкуренты у смартфона есть
  • Что такое расширение файла TRZ?
  • Не работает динамик в "айфоне"
  • Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Социальный статус личности Что такое социальный статус человека и гражданина

    Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Социальный статус личности Что такое социальный статус человека и гражданина
    • От чего зависит положение человека в обществе?
    • Сколько у человека может быть социальных статусов?
    • Какой социальный статус главный?

    Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д.

    Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

    Социальные «параметры личности»

    Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.

      Советуем запомнить!
      Темперамент - индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека.

      Дополнительное чтение
      Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры и порывисты в движениях, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте, присущем человеку от рождения. Существует четыре основных типа темперамента.
      Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
      Холерик - быстрый, порывистый, с резко меняющимся настроением, невыдержанный, конфликтный.
      Сангвиник - энергичный, жизнерадостный, общительный человек с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события. Он очень успешен в работе, когда ему интересно.
      Меланхолик - человек чувствительный и легкоранимый, он доброжелателен к людям и проявляет максимум сочувствия.

    Понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента. Возможно, вы найдёте у себя черты разных типов темперамента.

    Приобретённые качества - самостоятельность, трудолюбие, ответственность, характер, сила воли, умение общаться с людьми, доводить начатое дело до конца и др.

      Дополнительное чтение
      В отличие от темперамента характер не является врождённым. Он в основном формируется по мере взросления человека, к врождённым чертам добавляются приобретённые, главным образом нравственные качества.
      О характере человека говорят в тех случаях, когда им проявляются положительные или отрицательные качества.
      Положительные качества: трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость и др.
      Отрицательные качества: лень, безответственность, пассивность, чёрствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм, безалаберность и др.

    Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что в своём характере вы бы хотели изменить?

    Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

    Какие врождённые и приобретённые качества важны для спасателя, предпринимателя, балерины? Своё мнение обоснуйте.

      Советуем запомнить!
      Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
      Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

    Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

    Социальное положение школьника

    Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

    В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

    Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

    Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

      Дополнительное чтение
      Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

    Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

    Права, обязанности и ответственность

    Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

    У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

    После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

    Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

    Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

      Интересные факты
      В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
      В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
      В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

    Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

    Многообразие социальных статусов

    У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

    За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

    Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

    Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

    Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

      Подведём итоги
      Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

      Основные термины и понятия
      Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

    Проверьте свои знания


    Практикум

    1. Выберите одного из ваших любимых литературных или киногероев и опишите его социальное положение.
    2. Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.
    3. Какой социальный статус для вас является главным? Почему?
    4. Как вы понимаете, что такое социальные «параметры личности»? Свой ответ обоснуйте.
    5. Объясните значение следующих понятий: «социальный статус», «социальное положение», «ответственность».
    6. Каким образом права подростка раскрывают его социальное положение?

    Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

    О социальном статусе

    Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

    Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

    Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

    Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

    Существует несколько классификаций статусов:

    1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
    2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
    3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
    4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

    Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

    Иерархия

    Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

    Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

    Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

    Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

    Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

    О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

    Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

    Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

    Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

    Социальные роли

    Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

    Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

    В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

    Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

    Разнообразие социальных ролей

    Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

    Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

    Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

    Ролевой набор

    Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

    Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

    Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

    Ролевые ожидания

    Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

    Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

    Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

    Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

    Ролевой конфликт

    Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

    Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

    Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

    Социализация

    С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

    Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

    От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

    Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

    Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

    Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

    Социальный статус человека - это социальное положение, которое он занимает в структуре общества . Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

    Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах . Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

    1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.
    2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.
    3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например - возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

    Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

    Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

    Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой - низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой - двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая - это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

    Понятие социальной роли.

    Социальная роль - это комплекс действий , который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус - понятие статичное, а социальная роль - динамичное; как в лингвистике: статус - подлежащее, а роль - сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра - это роль.

    Виды социальной роли.

    Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

    По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

    • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
    • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

    По способу получения роли:

    • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
    • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

    По уровню формализации (официальности):

    • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
    • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

    По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

    • экономические (роль предпринимателя);
    • политические (мэр, министр);
    • личные (муж, жена, друг);
    • духовные (наставник, воспитатель);
    • религиозные (проповедник);

    В структуре социальной роли немаловажный момент - ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

    Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

    Понятие

    Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

    Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

    Виды статусов

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    • прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
    • приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
    • предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Статусная несовместимость

    Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;
    • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

    Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев!

    Литература

    На английском языке

    • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
    • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

    На русском языке

    • 2.2. Социальные статусы и роли (С. 54-59) в кн.: Шкаратан, Овсей Ирмович. Социология неравенства. Теория и реальность ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с. - ISBN 978-5-7598-0913-5

    Примечания

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Социальный статус" в других словарях:

      См. Статус социальный. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС … Философская энциклопедия

      См. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      - (лат. status положение) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и… … Новейший философский словарь

      социальный статус Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Социальный статус - Положение индивида в обществе, его место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества. Социальный статус трактуется по разному: 1. недифференцированная совокупность всех социальных признаков… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

      СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, отличающее их от других лиц и групп. Социальный статус лица определяется по его отношению к сфере профессионального труда. В этой связи население подразделяется на… … Профессиональное образование. Словарь

      социальный статус - socialinis statusas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individo, grupės padėtis socialinėje sistemoje (pvz., komandos socialinis statusas, sportininko socialinis statusas, trenerio socialinis statusas). Socialinį statusą lemia… … Sporto terminų žodynas

      Социальный статус - (см. Статус социальный) … Экология человека

      СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - См. статус, социальный … Толковый словарь по психологии

      Социальный статус - Положение индивида в обществе, его постоянное или временное место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества. Термин может использоваться в разных значениях. 1. Недифференцированная… … Словарь социолингвистических терминов

    Книги

    • Исход из Гетто. Социальный контекст эмансипации евреев, 1770-1870 , Яков Кац , Классическое исследование выдающегося израильского историка и социолога Якова Каца посвящено анализу сложного и длительного процесса интеграции евреев в европейское общество. Выход евреев из… Категория: Этнография Серия: Библиотека `Иудаика` Издатель: Мосты культуры - Гешарим , Производитель:

    Понятие

    Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн.

    Типология социальных статусов

    Ральфом Линтоном были введены два понятия - ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус) и achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

    • Приписываемый статус - социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
    • Достигаемый статус - социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека.

    Если положение занимаемое человеком обладает одновременно свойствами приписываемого и достигаемого статуса, то говорят о смешанном статусе.

    Статусный набор

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

    Cоциальный набор - введено американским социологом Мертоном.

    В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

    Модель статусных групп (классов) Л. Уорнера

    В качестве примера можно привести модель статусных групп Л. Уорнера:

    • Высший класс («higher class»)
      • Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи.
      • Нижний-высший класс, не включал старые родовые семьи.
    • Средний класс («middle class»)
      • Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов
      • Нижний-средний класс составляли низшие служащие, приказчики, клерки
    • Низший класс («lower class»)
      • Верхний-низший класс включал рабочих
      • Нижний-низший класс - «социальное дно»

    Источники

    • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
    • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Положение в обществе" в других словарях:

      Прил., кол во синонимов: 11 важная особа (36) важная персона (34) важная птица … Словарь синонимов

      Положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

      ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ - ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ. По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, заложившая наряду с трудами К. Маркса Нищета философии (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4), Наёмный труд и капитал (там же,… … Демографический энциклопедический словарь

      Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? положения, чему? положению, (вижу) что? положение, чем? положением, о чём? о положении; мн. что? положения, (нет) чего? положений, чему? положениям, (вижу) что? положения, чем? положениями, о… … Толковый словарь Дмитриева

      Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно по … Википедия

      - («Положение рабочего класса в Англии») По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, представляющая собой первый обширный диалектико материалистический анализ капитализма, а также положения и роли пролетариата в … Большая советская энциклопедия

      положение - я; ср. см. тж. положеньице 1) Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое положе/ние. Менять положе/ние. Определить положе/ние судна. 2) Постановка тела или его частей; поза. Поло … Словарь многих выражений

      Ср. 1. Местонахождение кого либо, чего либо в пространстве. отт. Расположение какого либо пункта или участка земной поверхности. 2. Расположение, постановка тела или частей его; поза. отт. Расположение предметов. 3. Состояние, обусловленное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Я; ср. 1. Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое п. Менять п. Определить п. судна. 2. Постановка тела или его частей; поза. П. рук при упоре. Неудобное п. головы. В сидячем, лежачем положении. Вернуться в исходное п. 3.… … Энциклопедический словарь

      ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ - – совокупность условий выживания, развития и жизнеобеспечения детей, сложившихся в обществе. К ним относятся: степень материальной обеспеченности жизни детей; состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений; система… … Терминологический ювенологический словарь

    Книги

    • , Лейб-гвардии Егерский полк свое старшинство относил к 1796 году, когда именным указом императора Павла I из егерских команд лейб-гвардии Семеновского и Измайловскогополков, а также роты… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
    • Положение об офицерском собрании Лейб-гвардии Егерского полка , Лейб-гвардии Егерский полк свое старшинство относил к 1796 году, когда именным указом императора Павла I из егерских команд лейб-гвардии Семеновского и Измайловского полков, а также роты… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: