Войти
Android, Windows, Apple, Ликбез. Социальные сети. Драйверы
  • Японские телефоны Новый японский смартфон
  • Lenovo G500S: характеристики, основные особенности
  • Определяем серию продукта видеокарт Nvidia Характеристики карты nvidia 9800 gt
  • А конкуренты у смартфона есть
  • Что такое расширение файла TRZ?
  • Не работает динамик в "айфоне"
  • Как техника и современные технологии влияют на наше здоровье. О негативных последствиях использования информационных технологий

    Как техника и современные технологии влияют на наше здоровье. О негативных последствиях использования информационных технологий

    Человек в информационном обществе

    Информационная культура

    В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

    Степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

    Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы (???).

    Информационная культура проявляется в следующем:

    В конкретных навыках по использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

    В способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

    В умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;

    В умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;

    В знании аналитических методов обработки информации;

    В умении работать с различными видами информации.

    Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

    Расщепление реальности и расщепление личности

    Виртуальная реальность (Virtual reality - VR) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

    Характерными признаками виртуальной реальности являются:

    Моделирование в реальном масштабе времени;

    Имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

    Возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

    Наиболее распространенным видом виртуальной реальности являются компьютерные игры.

    Компьютерная игра (Computer game) - игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера. Можно долго спорить, насколько компьютерные игры соотвествуют реальности и как они влияют на психику и поведения игрока, но их роль в формировании личности уже неоспорима. Чего стоит феномер расщепления личности, когда молодой человекне только полностью "погружается" в виртуальную реальность игры, но и играет там одновременно несколько ролей, управляя несколькими персонажами. Феномен расщепления личности, характерный для шизифрении, пока не отмечен.

    Но отмечен феномен познания реальности через мир компьютерных игр, когда социализация происходит не только путем чтения книг, учебников и общения со взрослыми, но и через компьютерную игру, особенно стратегиии. Компьютерные игры тренируют скорость воприятия и обработки информации, так необходимые для совремнной жизни.

    В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие - характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», - написал Тоффлер. «Футуршок» - буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений.

    Основные тенденции развития информационных технологий

    Глобализация. Компании могут с помощью ИТ вести дела на мировом рынке, где угодно, немедленно получая исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет постоянного распределения информационных расходов на более широкий географический регион становится необходимым элементом стратегии.

    Конвергенция. Стираются различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием. Передача и прием цифровых, звуковых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах.

    Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных, служб эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному развитию и усложнению. В то же время интерфейсная часть ИТ при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, делая все более комфортным интерактивное взаимодействие пользователя и системы.



    Способность к взаимодействию (Interoperability). Проблемы оптимального обмена данными между компьютерными информационными системами, между системой и пользователями, проблемы обработки и передачи данных и формирование требуемой информации приобрели статус ведущих технологических проблем. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их во все более полном объёме.

    Ликвидация промежуточных звеньев (Disintermediation). Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта к потребителю. Становится ненужной цепочка посредников, если есть возможность размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью ИТ.

    Негативные последствия информатизации и их преодоление.

    положительные последствия Отрицательные последствия
    КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
    Свободное развитие индивида. Информационное общество . Социализация информации. Коммуникативное общество. Преодоление кризиса цивилизации "Автоматизация" человека. Дегуманизация жизни. Технократическое мышление. Снижение культурного уровня. Лавина информации. Элитарное знание (поляризация). Изоляция индивида
    ПОЛИТИКА
    Расширение свобод. Децентрализация. Выравнивание иерархии власти. Расширенное участие в общественной жизни Снижение свобод. Централизация. Государство-"надзиратель". Расширение государственной бюрократии. Усиление власти благодаря знаниям. Усиление манипуляции людьми
    ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
    Повышение продуктивности. Рационализация. Повышение компетентности. Рост богатства. Преодоление кризиса. Экономия ресурсов. Охрана окружающей среды. Децентрализация промышленности. Новая продукция. Улучшение качества. Диверсификация Все возрастающая сложность жизни. Обострение промышленного кризиса. Концентрация. Подверженность кризисам. Стандартизация. Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся. Дегуманизация труда. Стрессы. Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира". Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга - Запада. Уязвимость. Усиление опасности новой войны

    Информационные технологии и системы в туризме (виды информационных технологий в туризме, классификация информационных систем в туриндустрии, структура автоматизированных систем управления объектами туриндустрии).

    ИТ в туризме делятся на 2 группы:

    Современные средства оргтехники (ССОТ)

    Персональный компьютер

    Современные средства связи

    Офисная техника (ксерокс)

    Автоматизированное рабочее место

    Аудио- и видеотехника

    Новые прикладные программы (для определенной сферы деятельности)

    Локальные вычислительные сети

    Глобальные вычислительные сети и Интернет

    Мультимедиа

    Системы бронирования и резервирования

    Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

    Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы Применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

    Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное, правовое и другое обеспечение.

    Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

    Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ. Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники.

    Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИТ.

    Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.

    Информационные системы в управлении спортивными соревнованиями (виды и классификация информационных технологий и информационных систем, используемых на спортивных объектах; структура автоматизированных систем управления объектами ФКиС).

    ИС должна обеспечивать реализацию следующих функций:

    Своевременное представление данных от подчиненного объекта (или объекта более низкого уровня иерархии в отрасли) до необходимого уровня принятия решения в требуемом виде (документ, видео- звукозапись др.);

    Сбор, систематизацию, накопление, обработку, выдачу, отображение и передачу указанной информации в целях ее анализа и обобщения, выработки вариантов решения;

    Своевременное доведение решений в виде документов и распоряжений до подчиненных подразделений;

    Контроль исполнения поручений;

    Информационное обеспечение спортивных мероприятий;

    Обеспечение учебно-тренировочного процесса автоматизированными средствами поддержки

    Слабость науки проявляется в том, что:

    Наука не способна ответить на смысложизненные вопросы, волнующие человека (зачем жить, какую жизненную стезю выбрать, есть ли Бог, бессмертна ли душа, какой общественный порядок более справедлив и пр.);

    Наука не может объяснить многие простые факты (яркая окраска у глубоководных рыб, живущих в вечной темноте; мотыльки, летящие на яркий свет и погибающие в огне; дарвинизм не может объяснить некоторые морфологические особенности человека – тонкая ранимая кожа, крупная голова у плода перед родами, отсутствие шерсти и выдающихся клыков – почему эти признаки исчезли, разве они были вредны для выживания в условиях первобытности? спиральки из вольфрама найденные на севере в Коми в конце 80-х годов);

    Наука не способна предвидеть и предсказывать многие события (аномальная жара в центральной России летом 2010, землетрясение и цунами в Японии 11 марта 2011, революции в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии в 2011 году – и это только недавние глобальные события двух последних лет!);

    Наука не способна решить многие проблемы (только в медицине не решены проблемы борьбы с раком, СПИДом, гепатитом С и другими заболеваниями типа болезни Паркинсона, шизофрении и пр.)

    Негативные последствия развития науки:

    Использование науки для неблаговидных, антигуманных целей (создание смертоносного оружия, промывка мозгов, манипуляция общественным мнением);

    Негативные последствия НТР (загрязнение и разрушение природы, ГМО, ослабление иммунитета, ускорение темпа жизни вследствие чего стрессы и заболевания)

    Сложность и запутанность (а иногда и скучность) науки проявляется прежде всего в таких дисциплинах, как математика, физика, химия, так что сегодня физик-ядерщик не понимает работ своих коллег, специализирующихся в термодинамике, оптике или механике. Григорий Перельман, российский математик, решил одну из сложнейших математических проблем – доказал гипотезу Пуанкаре – и правильность его доказательства математики всего мира проверяли на правильность в течение трех лет!!!

    2. Другим источником живучести паранауки являются психологические особенности людей:

      любовь к таинственному, необычному, чудесному;

      желание предвидеть свою судьбу, судьбу близких, страны, мира;

      стремление изменить свою жизнь к лучшему быстро и без усилий, используя волшебные (иррациональные) средства;

      дефицит любви, внимания, понимания (фильм «Секта»);

      необходимость опоры, поддержки в неопределенных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью экзистенциального выбора, принятия судьбоносных решений;

      наконец, к паранауке люди нередко обращаются от отчаяния, когда официальная наука не может им помочь (смертельная болезнь – случай Поля Фейерабенда; обращение к экстрасенсам для поиска пропавших родственников).

    3. Социальные причины популярности паранауки:

        СМИ используют интерес людей к мистическому и стремятся заработать на этом;

        власть стремится отвлечь людей от насущных социальных проблем и потому способствует (или просто не препятствует) расцвету паранаук, которые дают людям иллюзорную надежду на чудо;

        стремление целителей, экстрасенсов и пр. к славе и обогащению;

        расширение демократии, плюрализма мнений способствует свободному функционированию информации, появлению все новых паранаучных идей и концепций.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    (продолжительность – 5 минут)

    В заключении следует отметить, что ненаучность отмеченных направлений не означает их неистинности. Наука – не единственный способ достижения истины. Вспомним, что многие русские философии (И.В. Киреевский, В.С. Соловьев) подчеркивали, что цельная и полная истина не может быть достигнута одной наукой, а только на основе равноправного союза науки, религии, философии, искусства и мистического опыта. Практические успехи отдельных паранаук, например, китайской медицины в лечении различных заболеваний (случай П.Фейерабенда) или православной психотерапии (лечение наркоманов по программе «12 шагов»), заставляют усомниться в обоснованности претензий науки на единоличное владение истиной.

    Таким образом, современная гносеология признаёт право на существование различных форм вненаучного знания, признаёт их родство с наукой и возможности получения ими валидного, полезного, достоверного знания. Снятие антагонизма между научным и вненаучным знанием, утверждение «плюралистической системы познания», в которой различные формы осмысления мира признаются равноправными партнёрами, означает расширение критериев рациональности. В этом случае речь идёт о становлении нового, более «мягкого» образа научной рациональности, получившего название постнеклассического .

    ЛИТЕРАТУРА

      Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2000, с. 5-60, 227-252.

      Дубнищева Т.Я . Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. C. 15-25.

      Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова : Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 32-52.

      Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2008. С. 4-31.

      Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 6-49, 51-58.

      Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры // Вопросы философии, 1992, № 12.

      Бабин Ю.М. Ценностные ориентиры современной России. - Сборник трудов: Проблемы духовной культуры сотрудников противопожарной службы. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

      Белиловская М. Динозавр из ванной. Технология суеверий // Популярная механика. 2008. № 3.

      Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

      Гинзбург В.П. А стрология и лженаука // Наука и жизнь. 2008. № 1.

      Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – Калуга, МГЭИ, 1997, с. 4 – 29.

      Губарев В. Академик Юрий Осипов: куда же идет наша наука? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

      Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1.

      Ильин В.В. Критерии научности знания. - М.: Высшая школа, 1989.

      Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: МГУ, 1994.

      Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.

      Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания. – С.-Пб.: Издательство Союз, 2000, с. 7-36.

      Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.А. Наука и квазинаука. – М.: Альфа, 2008.

      Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1988.

      Руденко Б. Схватка с вампиром // Наука и жизнь. 2007. № 2.

      Социокультурный контекст науки. Сб. статей. - М.: ИФ РАН, 1998.

      Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989, № 10.

      Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И /. - М.: Наука, 1994.

      Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/ . - М.: Наука, 1995.

    1 Но в действительности могут существовать прототипы, аналоги таких объектов. Например, к идеальному газу близки разреженные реальные газы при температурах, далеких от температуры их конденсации.

    2 «Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени – описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую впоследствии название механической картины мира» // В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 219-220. Отсюда ясно, что как специальные, так и общая научные картины мира носят исторически изменчивый характер.

    3 Цицин А.Ф. Астрономическая картина мира: новые аспекты // Астрономия и современная картина мира. – М.: ИФРАН, 1996, с. 3-6.

    4 Значение науки для общества определяется по многим направлениям, в частности, наука способствует экономическому и техническому прогрессу, обеспечивает обороноспособность страны, участвует в социализации индивидов, в их воспитании и образовании и пр.

    5 Плюрализм философских учений неизбежен не в силу неполноценности или превосходства философии, а коренится в особенностях философского познания, которое всегда стремится «заглянуть за горизонт», т.е. ответить на те вопросы, которые наука либо вообще не может решить, либо не может дать на них чёткого и однозначного ответа. Поэтому многие проблемы, изначально входившие в компетенцию философии, получив общепринятое научное решение, перестают интересовать философов (например, проблема первоначала, занимавшая умы древнегреческих натурфилософов, или проблема первичных и вторичных качеств, бывшая в центре внимания европейской гносеологии 17-18 веков).

    6 О роли интуиции, образного мышления в научном творчестве см.: Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 79-113.

    7 Тем не менее, некоторые выдающиеся учёные, не обладавшие склонностью к абстрактно-логическому мышлению, сделали научные открытия благодаря развитому образному мышлению. Например, Майкл Фарадей (1791 – 1867), заложивший общие основы учения об электромагнетизме, не любил математику и изучал законы электричества на наглядных моделях, в которых отождествлял распространение электричества с движением волн на водной поверхности.

    8 Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

    9 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 37.

    10 Поскольку эмпирической проверке подвергаются не сами гипотезы или теории, а только их следствия, постольку по законам логики опровержение следствия эквивалентно опровержению гипотезы (логическое правило modus tollens), тогда как из подтверждения следствия правильность гипотезы не вытекает. Соответственно более информативна и адекватна фальсифицирующая, а не верифицирующая стратегия проверки гипотез. Однако, как отмечает А.В. Юревич, и в науке в целом, и в психологии, в частности, гораздо чаще используется верифицирующая стратегия: позитивная (подтверждающая) информация выглядит более убедительной, поэтому в науке ей отдают явное предпочтение, например, редакции научных журналов публикуют в основном статьи, в которых рассматриваются подтверждённые гипотезы; практически невозможно защитить диссертацию, если все выдвинутые предварительные гипотезы не получили подтверждения. / Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 100.

    11 Если верификация и фальсификация демонстрируют соответствие знания и реальности , то критерий практической значимости указывает на соответствие между знанием и человеческой деятельностью . Кстати, именно этот критерий является, на наш взгляд, основным при оценке психологических теорий, концеций, гипотез.

    12 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 68.

    13 Эвристичность (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) – способность теории расширять интеллектуальный горизонт, инициировать постановку новых проблем. Например, психоанализ следует признать наиболее эвристичной психологической теорией, поскольку он способствовал появлению доброй половины направлений современной психологии личности и психотерапии, оказал громадное воздействие на понимание природы человека и общественную жизнь цивилизованных стран. И хотя сегодня психоанализ подвергается масштабной критике за слабую эмпирическую обоснованность, механистичность и мифологичность, гиперболизацию значения сексуальной сферы, низкую степень эффективности терапии, он, во многом именно благодаря ещё не до конца реализованному эвристическому потенциалу, остаётся одной из фундаментальных персоналистических концепций.

    14 Когерентность (от лат. cohaerens - находящийся в связи) – согласованность, связность производимого в науке знания с теми исследовательскими результатами, которые расцениваются как фундаментальные и непроблематизируемые. Разделяют внутридисциплинарную и внутринаучную когерентность, в последнем случае речь идёт о соответствии получаемого нового знания общейнаучной картине мира (НКМ), например, презумпции естественности, принципу причинности, закону сохранения энергии и т.п.

    15В действительности, критерий фальсифицируемости не всегда срабатывает даже в естествознании: наблюдение, расходящееся с общепринятой теорией, скорее будет объяснено с помощью дополнительных гипотез, нежели станет действительным фальсификатором базовой теории. Поэтому, как отмечает П. Фейерабенд, «для опровержения некоторой теории нужна, по крайней мере, ещё одна теория» // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986, с. 34.

    В постоянно меняющемся общественном мире, где будущее развитие таит неизведанные и непредсказуемые варианты, критерий фальсифицируемости, на наш взгляд, не применим. В социальном и гуманитарном познании плюрализм теорий и интерпретаций неизбежен, продуцируется в качестве нормы, тогда как в классическом естествознании плюрализм есть признак неадекватности хотя бы одной из конкурирующих гипотез. Гуманитаристика имеет дело не безмолвно-вещным природным миром, а со смыслами и ценностями, потаёнными в человеческом сознании и аккумулированными в культуре. Но последние не даны как нечто стабильное и неизменное, но, вступая в диалогическое общение с новыми культурами и исследователями, постоянно развиваются, обновляются и преобразуются. Именно поэтому критерий фальсифицируемости теряет в гуманитарных науках всякий смысл . На наш взгляд, критерий фальсифицируемости следует заменить в гуманитаристике более мягким требованиемкритичности , согласно которому способность теории к изменению, восприимчивость к критике свидетельствуют в пользу её научности.

    16 Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // в кн.: Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 524.

    17 Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 213.

    18 Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, обязательный для опытных наук; в физике существуют особые нормативы обоснования её развитых математизированных теорий, выражающиеся в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности, однако для психологических теорий эти принципы избыточны; современная биология не может обойтись без идеи эволюции и основанных на ней методов историзма, для физики же к этим методам пока не прибегает.

    19 Например, в средневековой науке описать вещь или явление значило не только зафиксировать её естественные признаки, но также и обнаружить скрытый от непосредственного наблюдения «знаково-символический» аспект её бытия, т.е. понять связь вещи с Творцом, выявить сакральный смысл её существования. В глубинной психологии К.-Г. Юнга очевиден возврат к подобному пониманию мира: здесь многие психические образы рассматриваются как многозначные символы, а события, происходящие с человеком, трактуются как знаки судьбы.

    20 Общезначимость означает признание в качестве научных, т.е. адекватных, правильных, заслуживающих внимания результатов исследований со стороны научного сообщества, мнение которого выражают научные коллективы (кафедры, лаборатории, учёные и диссертационные советы), авторитетные учёные. Как отмечает Б.Г. Юдин своеобразной «валютной единицей», измеряющей признание вклада учёного в науку, является количество цитирования (упоминаний) имени или работ учёного его коллегами: чем чаще цитируется (упоминается) учёный, тем выше его рейтинг, тем значительнее его вклад в науку. / Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И/. - М.: SvR-Аргус, 1994. Ч. II, с. 104.

    21 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с.

    22Как отмечает А.К. Сухотин, «ключ к размежеванию «научно – лженаучно» находится не в параграфах теории познания и не у обладателей здравого смысла и т.п., а совсем в другой сфере – в сфере нравственно-этического… Лжеучёный тот, кто вступает на нечестный путь искажения фактов, подтасовок, кто становится участником или соучастником обмана. Не ошибка ведёт исследователя в зыбкие владения лженауки, а нежелание признать ошибку, вслушаться в инакомыслящую речь, поставить добытый результат на испытание… Лжеучёным движет не стремление к истине, а тоска по известности, неравнодушие к презренному металлу, к уютным местам в коридорах научной иерархии» // Сухотин А.К. Превратности научных идей. – М.: Наука, 1991, с. 193-195.

    23 В ноябре 1993 года автор присутствовал на публичном выступлении «колдуна» Ивана Огнева во Дворце культуры г. Салавата (Башкирия). После нескольких «чудесных исцелений» «колдун» стал раздавать чудовищные рецепты, например, для изменения размера груди он рекомендовал женщинам втирать кору дуба, при этом втирание по часовой стрелке ведёт к увеличению груди, а против часовой – к её уменьшению; мужчинам для увеличения размера детородного органа «колдун» рекомендовал спиртовую настойку на 50 горошинках чёрного перца, при этом подчеркнул, что если перчинок будет 49 или 51, то настойка потеряет всякую эффективность.

    24 Несколько лет назад автор присутствовал на проповеди в одном из православных храмов, где священник совершенно серьёзно убеждал паству в существовании под зёмлёй Ада, ссылаясь на тот факт, что «где-то в Башкирии пробурили одиннадцатикилометровую скважину, и из неё были слышны крики грешников, мучающихся в Аду».

    25 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.: Наука, 1989, с. 114.

    28 Татусь В.И. Духовно-энергетическое поле, или к вопросу о генезисе Вселенной // http: //filosofia.ru/70589/

    С каждым днём техника и различные современные технологии всё прочнее входят в нашу жизнь, и сегодня мы уже не представляем ни одного дня без них. Различные приборы и технологические новинки - от компьютеров, электронных книг, планшетов и смартфонов, до социальных сетей и компьютерных игр - всё это не просто изменило нашу жизнь, но и наши привычки, которые как помогают нам в жизни, так и усложняют её, формируя зависимости и меняя наш характер.

    Когда мы говорим о негативном влиянии техники на нашу жизнь, то обычно вспоминаем в первую очередь - воздействие источников электромагнитного излучения, например, компьютера. Действительно, источники слабого электромагнитного излучения, действующего в течение длительного промежутка времени, являются опасными. К таким источникам, помимо компьютера, относятся также аудио- и видеотехника, мобильные телефоны, телевизоры и бытовая техника. Под влияние электромагнитного излучения попадают нервная, иммунная, половая и эндокринная системы организма.

    Это то, что знают о влиянии современной техники и технологий, хотя бы поверхностно, многие из нас. Однако это ещё не всё. Поговорим о другой, не менее важной, стороне такого влияния. Ранее в статье « » уже упоминалось о том, что 85% людей испытывают приступы ярости, истерики, сильного стресса, доходящего до нервного срыва, и другие нервные расстройства от… проблем, возникающих в работе технологических устройств.

    Так, «синдром песочных часов» - развивающийся от одного только ожидания при работе за компьютером, когда на экране курсор застыл в виде песочных часов - может вызвать отчаяние, чувство бессилия и панику.

    В то же время, такая незаменимая вещь, как Интернет, также имеет свою обратную сторону. Японские и английские медики детально исследовали вопрос о том, как . Поводом к подобным исследованиям стало возрастающее число жалоб пациентов на проблемы с памятью.

    Итоги исследования, поведённого в одной из японских больниц среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, удивили не только учёных. Оказалось, что новое поколение, приученное к устройствам «внешней памяти», утрачивает основные функции памяти. Люди всё хуже запоминают новую информацию, становятся не способными выделить из большого объёма информации необходимое.

    Современная техника, Интернет всегда под рукой, и уже нет необходимости держать что-то в памяти, куда проще найти нужную информацию в Сети.

    Что касается социальных сетей и подобных современных средств связи, здесь ситуация также не оптимистична. Социальные сети, используемые многими для расширения круга общения, завязывания новых контактов и т. п., лишь усиливают чувство одиночества.

    Если говорить об украинцах, то, по словам экспертов, тратя до 27 часов в месяц или чуть менее одного часа в день на общение в социальных сетях.

    Продолжение следует…

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 25»

    Выступление на заседании школьного методического объединения

    научно-естественного цикла по теме:

    «Позитивные и негативные последствия применения

    информационных технологий в обучении»

    Подготовила Арешина О. Н.,

    учитель математики и информатики,

    2014-2015 учебный год

    г. Новомосковск

    Понятие информационных и коммуникационных технологий

    Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

    Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

    Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

    Средства ИКТ, применяемые в образовании

    Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

    В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзера, графические пакеты и т. п.

    С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

    В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

    С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

    Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

    С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

    Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видео классах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

    Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

    Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

    Информационных и телекоммуникационных много. С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.
    В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и коммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.

    Положительные и отрицательные стороны информатизации образования

    Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

    Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
    Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

      совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

      введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

      внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

      повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

      организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

      совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

    Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

    Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.
    В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

    Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

    Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
    Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
    Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
    Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

    Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
    Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
    И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

    Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.
    Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.
    Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.
    В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем з наний . Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).
    Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями . Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).
    Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.
    Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у школьников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.
    Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

    Стремительное развитие производительных сил, вызванное нарастанием научно-технического прогресса, приводит к увеличению мощи человека. Но как, во имя чего эта мощь используется? Кто извлекает выгоду из непрерывно растущего могущества человека? Чтобы сделать обсуждение этих вопросов более конкретным, следует обратиться к основным направлениям, основным линиям, по которым осуществляется научно-технический прогресс.

    1. Мы знаем, что на современном технологическом этапе научно-технического прогресса определяющая, стержневая роль, роль катализатора производственной и управленческой деятельности принадлежит информационной технологии. Она начала интенсивно развиваться с 40-х годов нашего столетия и за полвека достигла необычайного размаха и таких технических результатов, о которых нельзя было и мечтать несколько десятилетий назад. Первые гигантские компьютеры совершали всего несколько тысяч операций в секунду. Новейшие суперкомпьютеры выполняют уже миллиарды операций в секунду. Потребление ими энергии уменьшилось в сотни раз. Первые компьютеры занимали несколько больших помещений и требовали для своего изготовления сотни километров проводов. Современные микрокомпьютеры помещаются на письменном столе, и управлять ими может практически любой человек. В связи с новейшими открытиями в области высокотемпературной сверхпроводимости можно ожидать, что к середине 90-х годов компьютеры, совершающие десятки триллионов операций в секунду и обладающие памятью, способной вместить информацию, содержащуюся в миллионах книг, не будут превышать размеров человеческого черепа. В настоящее время ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. Компьютеры с искусст­венным интеллектом смогут осуществлять довольно сложные логические рассуждения, им можно будет поручать решение сложнейших задач, связанных с научными исследованиями, проектированием машин и целых предприятий. Они смогут автоматически управлять гибкими производствами и избавят множество рабочих, инженеров и служащих от монотонной, рутинной работы. С помощью новейших персональных компьютеров можно будет создавать современные надомные производства, резко повысить производительность труда и изменить характер образования. Дети и взрослые получат возможность осваивать новую информацию в десятки раз быстрее, а научные знания, к которым сейчас имеют доступ лишь специалисты, станут достоянием сотен миллионов людей. Изменятся образ жизни людей, быт, общение, рухнут языковые барьеры. Компьютеры будут переводить научную литературу и документы с одного языка на другой почти без помощи человека.

    На основании современной микроэлектроники уже сейчас действуют сотни тысяч роботов, сотни полностью автоматизированных производств. К концу столетия в строй вступят миллионы роботов нового поколения, способных понимать и передавать человеческую речь, обладающих цветным и объемным зрением, неутомимых, лишенных негативных эмоций, невозмутимых и крайне выносливых, автоматически действующих устройств, способных во многом заменить человека. К чему же все это приведет?

    В условиях капиталистического общества даже в самых развитых странах существует огромная армия людей, исключенных в связи с научно-техническим прогрессом из сферы производственной деятельности. Несмотря на то что развитие информационной технологии приводит к созданию некоторого числа новых рабочих мест, армия безработных, порождаемая роботизацией и компьютеризацией производства, непрерывно возрастает. В развитых капиталистических странах появилась новая социальная болезнь, вызванная страхом перед современной компьютерной техникой и роботами,- «техностресс», а в перспективе число так называемых ненужных людей, исключенных из общественной жизни, может расти еще быстрее. Это объясняется тем, что капиталистические предприятия видят в информационной технологии прежде всего средство для извлечения прибыли. Следовательно, негативные последствия распространения этой технологии не результат применения компьютеров и роботов самих по себе, а следствие их капиталистического использования.

    Напротив, в социалистическом обществе развитие и применение информационной технологии преследует другие цели, важнейшая из которых - создание условий для творческого труда и всестороннего развития человека. Поэтому внедрение компьютеров и роботов подчинено здесь не извлечению прибыли, а интересам человека. В настоящее время социалистические страны вступают на путь информатизации общества и стремятся использовать ее достижения для ускорения социально-экономического прогресса. Осуществляется систематическая переподготовка трудящихся. При этом развитие новых технологий планируется таким образом, чтобы все трудоспособное население было занято в общественно полезном труде. Но ведь и при социализме информационная технология сокращает долю живого человеческого труда в производстве материальных благ. Не приведет ли это и здесь рано или поздно к появлению безработицы? Безусловно, нет. Освобождающаяся в промышленности рабочая сила будет использоваться для гуманитарных целей, таких, как воспитание подрастающего поколения, создание лучших условий жизни для нетрудоспособных и престарелых, укрепление физического и духовного здоровья всех членов общества, охрана и восстановление природы. Все большее число людей будет получать доступ к знаниям. Образовательный уровень общества, а вместе с тем и его информационный интеллектуальный потенциал будут расти. Информационная технология приведет к ускорению производства новых знаний и их реализации в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, управлении и т. д.

    Возрастет и объем знаний о природе, о способах ее сбережения, о возможностях предельно экономного расходования и восстановления природных ресурсов. Таким образом, внедрение самой мощной из новых технологий позволит сделать и самый значительный шаг в установлении гармонических отношений между природой и человеком, обществом и средой его обитания. Использование современных компьютеров позволяет создавать точные и очень сложные математические модели (515) взаимодействия человека и природы. С их помощью можно точно рассчитывать процесс обмена между обществом и природой, полностью учитывать и строго дозировать объем необходимых природных ресурсов, а также создавать и, что особенно важно, автоматически контролировать безотходные замкнутые технологические циклы. Тем самым развитие информационной технологии и компьютеризации всех сфер общественной деятельности порождает новые возможности для восстановления нарушенного предыдущим развитием общества экологического равновесия.

    2. Одной из важнейших глобальных проблем человечества является создание новых источников энергии. До сих пор главным достижением энергетической технологии остается использование атомной энергии. Однако оно таит в себе много опасностей и противоречий. С одной стороны, атомная энергия позволяет получать дешевое электричество и экономить природное топливо, а с другой - создает постоянную угрозу радиоактивного заражения окружающей среды. Но самая большая опасность таится в существовании ядерного оружия. Социалистические страны, борясь за мир и ядерное разоружение, внесли ряд предложений о сокращении количества ядерных боеголовок, ракет-носителей, о запрещении ядерных взрывов и т. д. Империалистические же круги под предлогом укрепления безопасности, которой в действительности никто не угрожает, стремятся сохранить свое ядерное могущество, что представляет собой угрозу не только существованию человечества, но и всего живого на земле.

    Новейшие научные открытия позволяют надеяться, что к концу столетия человечество создаст управляемую термоядерную реакцию. Это предоставит в его распоряжение практически неисчерпаемые ресурсы энергии, с помощью которой можно будет преодолеть многие трудности, стоящие на его пути, сохранить многие полезные ископаемые и ограничить использование нефти, угля и природного газа лишь областью химического производства. Но для этого необходимо, чтобы все государства в мире, все экономические системы ставили во главу угла интересы человека, а не извлечение прибыли, не подчинение других народов. Такой подход возможен лишь с позиций социализма, с позиций социалистических духовных ценностей.

    Вместе с тем производство атомной энергии связано с большими опасностями для человека и природы. Где бы ни произошла катастрофа на атомной электростанции, она может иметь самые тяжелые последствия для всего человечества, для экологической системы всей планеты. Поэтому перспектива дальнейшего развития энергетической технологии должна рассматриваться в тесном единстве с охраной естественной и искусственной окружающей среды. Противоречие между необходимостью охранять естественные источники энергии от исчерпания и негативными последствиями атомной энергетики может быть преодолено лишь на основе своеобразной «технологической диалектики», позволяющей избежать разрушительных для природы последствий технологического прогресса с помощью самого этого прогресса.

    3. Современная химическая технология позволяет получать новые искусственные материалы, не существующие в природе, заменяющие натуральную кожу, древесину, каучук, шерсть, некоторые металлы и т. д.

    Химизация создает высокоэффективные удобрения, медикаменты, средства борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Все это способствует лучшему использованию природных богатств, улучшению продуктивности сельского хозяйства, укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни людей. Вместе с тем химические отбросы загрязняют окружающую атмосферу, водоемы, почву, морское дно, В капиталистическом обществе, где каждый капиталист преследует свои личные цели, где существует частная собственность на землю и природные богатства, вредные последствия химизации почти невозможно предотвратить. Напротив, в социалистическом обществе химическая индустрия может быть использована для борьбы с вредными последствиями собственного производства. В СССР и других социалистических странах выделяются огромные средства для борьбы с загрязнением окружающей среды. В этом направлении достигнуты определенные результаты.

    4. Научно-технический прогресс позволяет создать безотходную технологию. Используя достижения науки, современная промышленность и сельское хозяйство могут организовать технологический процесс так, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырье. Здесь одновременно используются и современная восстановительная химия, и электронно-вычислительная техника. При социализме химизация и безотходные технологии позволяют провести целый ряд природоохранительных мер и вместе с тем резко улучшить искусственную среду обитания человека. На первый взгляд кажется, что создание безотходных технологий является чисто технической и инженерной задачей. В действительности же оно наводит на серьезные философские размышления. Ведь биологические системы, сложившиеся в природе в виде биоценозов, устроены так, что входящие в них животные, растения, микроорганизмы взаимно дополняют и обусловливают жизнедеятельность друг друга, причем отбросы жизнедеятельности одних могут служить предпосылкой жизнедеятельности других. Углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, а выделяемый последними кислород необходим для дыхания животных. Для человека, взаимодействующего с природой, сейчас во весь рост встала задача организовать это взаимодействие по аналогичной схеме. Необходимо добиться того, чтобы огромное количество уже накопленных отходов жизнедеятельности и производства было использовано для создания полезной продукции и вместе с тем перестало поступать в природные экосистемы, предотвращая тем самым их разрушение. Эта задача становится теперь глобальной и поистине судьбоносной для всего человечества.

    5. Развитие биологии, особенно биотехнологии, генетики и генной инженерии, делает возможным уже в настоящее время управление наследственностью живых организмов. В ближайшем будущем промышленное применение генной инженерии позволит резко увеличить продуктивность сельскохозяйственных растений и животных. Достижения в этой области создают условия для ликвидации многих болезней, их профилактики, общего улучшения здоровья и повышения продолжительности жизни. Однако здесь возникает ряд проблем, нуждающихся в серьезном социально-философском и этическом осмыслении. Речь идет прежде всего о том, что сами по себе достижения современной науки, генной инженерии, биотехнологии не ведут однозначно, автоматически к заранее заданным, исключительно положительным последствиям. Характер этих последствий зависит и от объективных условий, и от субъективных факторов, таких, как уровень технологического развития, культура производства, нравственные и социально-политические установки, а также от характера социальной системы в целом. Так, современная микробиология и вирусология могут с помощью биотехнологии привести к созданию новых лекарств, новых пищевых концентратов для животных и людей, но могут и породить страшное биологическое оружие, вызвать тяжелые болезни, эпидемии и т. д. Новые удобрения и средства борьбы с сорняками и вредителями могут привести к увеличению урожаев, но в ряде случаев способны вызывать пищевые отравления. Сейчас существует как реальная возможность излечивать тяжелые наследственные недуги, так и возможность в преступных целях влиять на наследственность людей. Поэтому нравственные установки ученых и инженеров, сознание ими моральной ответственности за результаты научно-технического прогресса приобретают сегодня большое общественное значение. Вместе с тем прогресс в области биотехнологии может иметь и серьезные экологические последствия. Он может стать важным природоохранительным и природовосстановительным фактором, способствующим поддержанию нарушавшегося столетиями экологического равновесия, сохранение которого является одним из важнейших условий существования человечества. Именно поэтому так велика ответственность науки и технологии за наше будущее.

    Человек, появившийся на земле в результате развития и усложнения жизни, оказался теперь в состоянии создавать новые формы живого, влиять на его изменение в глобальном и даже космическом масштабах. Это существенно меняет наше понимание сущности и всемирно-исторического значения человечества и вносит новые серьезные изменения в мировоззрение и картину мира (003, 105).

    6. Особенно важную роль в современном обществе играет научная агротехнология. Дело в том, что на протяжении нескольких тысячелетий люди накопили огромный опыт земледелия и скотоводства, обеспечивавший им получение необходимого продовольствия. Но сейчас, в условиях так называемого демографического взрыва (309), многим странам и народам, особенно недавно освободившимся от колониализма, продовольственных запасов, создаваемых традиционным путем, не хватает. Современная наука разработала много эффективных способов интенсификации сельского хозяйства. Вместе взятые, они образуют новейшую агротехнологиго. К ним относятся применение высокоэффективных удобрений, использование новейшей сельскохозяйственной техники и электроники, проведение сложных гидромелиоративных работ, наконец, селекция и выведение высокопродуктивных пород скота, домашней птицы и новых видов сельскохозяйственных растений. Однако последствия применения этой агротехнологии различны в различных социальных системах. Так, некоторые страны Европы и Америки производят достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им не только свое население, но и население других стран. При этом они нередко делают продовольствие своим политическим орудием, продавая и предоставляя его на льготных условиях странам, которые следуют их политическим курсом, и отказывая в этом другим.

    Напротив, в социалистическом обществе, несмотря на ряд еще не преодоленных трудностей, порожденных застойными явлениями в экономике, делается все необходимое для того, чтобы обеспечить все слои населения высококачественными сельскохозяйственными продуктами. При этом ставится целью сочетать курс на постоянное повышение сельскохозяйственного производства с проведением всего комплекса природоохранительных мер, при­званных обеспечить сохранение плодородных почв, лесных массивов, лугов и пастбищ в интересах нынешнего и будущих поколений.

    Мы рассмотрели лишь основные последствия научно-технического прогресса и некоторых современных технологий в различных социально-экономических системах. Вывод, вытекающий из этого, очевиден: характер последствий современного этапа научно-технического прогресса зависит не от самой техники и технологии, не от изолированных научных результатов, а от того, в каких условиях и ради достижения каких целей они применяются. Философский смысл нашего анализа заключается в том, что отношение человека к окружающему миру или общества к природе опосредствовано определенными социальными условиями. И если мы хотим сделать это отношение гармоничным и конструктивным, не ведущим к разрушению природы и вместе с тем обеспечивающим благоприятные условия развития человечества, то необходимо прежде всего создать соответствующие социальные условия.

    Что же произошло здесь в XX веке и в каком положении

    оказалась наука и техника сегодня, что сулят они и чем угро-

    жают народам в грядущем? Это уже вопросы конкретные, практи-

    ческие неизбежно приобретающие политическое звучание.

    Еще сравнительно недавно - всего полвека назад наука

    функционировала как бы с процессами, которые развивались в

    сфере производства, не затрагивая общественные основы жизне-

    деятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достиже-

    ния естествознания, научные исследования в глазах многих ос-

    тавались занятием важности которого можно было отдавать

    должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать

    в сферу деловых интересов. Соответственно и деятельность

    ученых продолжала восприниматься традиционно - лишь как не-

    понятный широким кругам труд одиночек, занятых созерцанием

    явлений природы. Положение изменилось после того, как в

    Лос-Аламо было взорвано первое ядерное устройство. Стало

    очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки имеют

    тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой.

    Однако невиданное ранее непосредственное влияние науки

    на дела людей обнаруживается, разумеется, не только в том,

    что от военного применения ее открытым оказался вопрос жизни

    только через атомные взрывы. Непосредственно характер этого

    влияния дает о себе знать в сфере созидания, в повседневной

    жизни населения. Какие это будет иметь последствия для само-

    го человека и общества, в котором мы живем, и какие реаль-

    ные, не требующие отлагательства социальные и человеческие

    проблемы возникают в связи с этим сегодня. Если попытаться

    коротко ответить на поставленные вопросы и определить тем

    самым главную социальную проблему, то ответ может звучать

    так: чем выше уровень технологии производства и всей челове-

    ческой деятельности, тем выше должна быть степень развития

    общества, самого человека в их взаимодействии с природой.

    Подобный вывод был сделан давно: выявлена глубокая вза-

    имосвязь развития науки и техники и социальных преобразова-

    ний, а также развития человека, его культуры включая отноше-

    ние к природе. Что же нового вносит новый тип развития науки

    и техники? Он до предела обостряет возникшие здесь проблемы,

    требуя именно высокого соприкосновения: новой технологии с

    обществом, человеком, природой, причем это становится уже не

    только жизненной необходимостью, но и непременным условием

    как эффективного применения этой технологии, так и самого

    существования общества, человека, природы. Эта проблема име-

    ет широкое значение в современных условиях так как от того,

    как она решается, зависит построение стратегии научно-техни-

    ческого прогресса как силы, которая может либо угрожать, ли-

    бо способствовать развитию человека и цивилизации. И здесь

    на пути осознания гуманистической направленности науки ока-

    зываются идолы технократизма.

    Есть определенная логика в том, какие именно принципы

    выдвигаются в данный момент на передний план, что им проти-

    востоит реально, а что в качестве мнимой альтернативы. Логи-

    ка эта определяется объективными и субъективными факторами

    общественного развития в их связи с прогрессом и технологи-

    Сложившуюся ситуацию коротко можно охарактеризовать

    следующим образом. Предельная напряженность мысли человечес-

    кой, сконцентрированная в современной науке, как бы пришла в

    соприкосновение со своим "антимиром" - с извращающей силой

    антигуманных общественных отношений, с отчужденной от под-

    линной науки сферой ложного сознания,стремящегося быть мас-

    совым и казалось бы, результат может быть только один - об-

    щественный взрыв. Но он не происходит, или во всяком случае,

    выражается хотя и в достаточно резких, но ограниченных фор-

    мах. Дело обстоит так, во-первых потому, что специализация

    науки зашла слишком далеко, чтобы любое соприкосновение со

    сферой отчужденного массового сознания могло затронуть глу-

    бинные, так сказать сущностные силы науки; во-вторых, пото-

    му, что появились тенденции несущие "успокаивающий эффект" и

    среди них не последнюю (если не первую) роль играют те мате-

    риальные блага, которые оказались непосредственным образом

    связаны с успехами науки и техники и ощутимо повлияли на

    рост общественного массового потребления.

    Эти последние тенденции не замедлили оформиться, если

    не теоретически, то, во всяком случае идеологически - в со-

    ответствующих технократических концепциях, которые абсолюти-

    зируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая

    что они преобразуют его непосредственно и прямо минуя соци-

    альные факторы.

    В 1949 г. вышла в свет книга Ж.Фурастье "Великая надеж-

    да XX века", ставшая знаменем буржуазно-реформистского тех-

    нократизма. По мнению Фурастье, интенсивное техническое и

    научное развитие открывают перед человечеством возможность

    эволюции в сторону создания так называемого "научного об-

    щества", избавленного от бремени политических, социальных,

    религиозных и прочих антагонизмов. Наука и техника в этом

    грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только

    социального организма как целого, но в равной мере и отдель-

    ных индивидов, входящих в состав этого целого. " Компьютер-

    ная утопия", предложенная Фурастье, была оценена как "Вели-

    чайшая надежда XX века". В более поздних своих работах фран-

    том, чтобы сделать невозможным существование устаревшей сис-

    темы ценностей и поставить фундамент для новой, а это, пола-

    гае он будет связано с возникновением новой космической ре-

    лигии, которая явится целительным началом, пронизывающим всю

    ткань грядущего "научного общества". Эту реконструкцию со-

    вершают, по Фурастье, приверженцы науки, точнее, теологи,

    "проникнутые научно-экспериментальным духом и знакомые с ве-

    личайшими достижениями науки".

    Таков неожиданный на первый взгляд итог рассуждений

    Ж. Фурастье, закономерный для технократического мышления.

    Фурастье был один из первых, кто привлек внимание мировой

    общественности к современным проблемам, называемыми глобаль-

    ными, в том числе и к проблеме человека и его будущего в

    связи с процессами развития науки и техники. Однако в случае

    с Фурастье ярко видна закономерность перехода технократичес-

    кого мышления от неумеренного оптимизма к пессимизму, от

    переувеличенной надежды - к разочарованию, от абсолютизации

    науки - к сомнению в ее возможностях и даже к религиозной

    Взгляды Ж.Фурастье являются своеобразным истоком многих

    других технократических воззрений. В этом легло можно убе-

    диться, обратившись к образцам технократического мышления,

    представленным, в частности, в труда американского социолога

    Д.Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", пост-

    роенном структурно и функционально в прямой зависимости от

    науки и техники. Д.Белл, полагает, что в этом, как он его

    назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказывают-

    ся в конечном счете разные виды используемого в экономике

    научного знания и поэтому главной проблемой становится орга-

    низация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное об-

    щество" по Беллу, характеризуется новой социальной структу-

    рой, базирующейся не на отношениях собственности, а на зна-

    нии и квалификации. В книге "Культурные противоречия капита-

    лизма" - провозглашенные ранее идеи Белл доводит до разрыва

    между экономикой и культурой в соответствии с концепцией

    "разобщенности сфер".

    Имеется немало сторонников линии "технократического

    мышления", которые считают, что воздействие науки и техники

    на человека и общество, особенно в наиболее развитых странах

    мира, становится сильным источником современных перемен.

    Так, З.Бжезинский в своей книге "Между двумя веками" утверж-

    дает, что постиндустриальное общество становится технотрон-

    ным обществом в результате непосредственного влияния техники

    и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы,

    социальную структуру и духовные ценности. Хотя З.Бжезинский,

    как и многие другие стороники технократических идей, посто-

    янно говорил о социальных изменениях, имеющих глобальный ха-

    ются им лишь для того, чтобы доказать способность общества

    Технократические тенденции весь отчетливое развитие по-

    лучили у Г.Кана и У.Брауна: "Следующие 200 лет. Сценарий для

    Америки и всего мира". Затрагивая в ней вопрос о роли и зна-

    чении науки и техники (являются они силами добра или зла),

    ществует между человечеством и наукой и техникой. Обретя мо-

    гущество с помощью науки и техники, человечество подвергает

    себя опасности, которая в них заключена. Авторы, однако выс-

    пупают против проведения политики направленной на прекраще-

    ние или замедление научно-технического прогресса. Напротив,

    они считают необходимым в отдельных случаях ускорять это

    развитие, сохраняя осторожность и бдительность с целью пре-

    дотвращения или уменьшения возможных неблагоприятных пос-

    возникновения в сравнительно полном объеме "супериндустри-

    альной экономики", многосторонняя тенденция развития запад-

    ной культуры выразится в непрерывном экономическом росте,

    технологических усовершенствованиях, рационализме и ликвида-

    ции предрассудков, наконец, в открытом бесклассовом общест-

    ве, где утвердится вера в то, только люди и человеческая

    жизнь являются абсолютно священными.

    В западной философии все в большей степени обнаружива-

    ется стремление избежать популяризации технократизма. К.Яс-

    перс отмечает, что в Европе почти исчез прометеевский инте-

    рес перед техникой. Отвергая представление о "демонизме"

    техники, К.Яперс считает, что она направлена на то, чтобы в

    ходе преобразования трудовой деятельности человека преобра-

    зовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся

    дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредс-

    твом которого он подчинит себе последствия научно-техничес-

    кого развития. По Ясперу "техника- только средство, сама по

    себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает

    человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь

    вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит

    он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может

    быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека.

    К.Ясперс сформулировал ясную программу, которая в осо-

    бенности касается новой техники, способной коренным образом

    изменить структуру человеческой деятельности. Использование

    "высоких технологий" создает принципиально новую ситуацию в

    сфере производства, быта, отдыха, во многом меняет мировозз-

    рение и психологию людей.

    Обращаясь к социальным проблемам, возникающим всвязи с

    применением новой технологии, английские исследователи -

    член Национального совета по экономическому развитию Я.Бен-

    сон и социолог Дж.Мойд считают, что "быстрые технологические

    измемения, развертывающиеся в условиях свободного рынка,

    влекут за собой чрезмерные экономические, социальные, лич-

    ностные издержки со стороны той части общества, которая ме-

    нее всего в состоянии их выдержать".

    Последствия научно-технического прогресса породили с

    свое время на Западе различные технократические теории. Их

    суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни

    способна решить все социальные проблемы. Широкое распротра-

    нение получила концепция "постиндустриального" общества

    (Д.Белл и другие), согласно которой обществом станут управ-

    лять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяю-

    щим фактором развития общественной жизни станут научные

    центры. Ошибочность ее основных положений заключается в аб-

    солютизации, гипертрофировании роли науки и техники в ощест-

    ве, в неправомерном переносе организаторских функций из од-

    ной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит за-

    мена целого оной из ее составных частей. Ни техника, ни нау-

    ка сами по себе не в состоянии решать сложные политические

    проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет

    лишь часть производительных сил, притом не самую главную.

    Человек, как главная производительная сила общества совер-

    шенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В

    этом и есть ее главное заблуждение.

    В последние годы получили распространение и прямо про-

    тивоположные концепции технофобии, то есть страха перед

    всепроникающей и всепоглощающей сило техники. Человек ощуща-

    ет себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-тех-

    нического прогресса. С этой точки зрения научно-технический

    прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под

    контроля общества и стать грозной разрушительной силой циви-

    лизации, способной нанести непоправимый вред природе, как

    среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это

    вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать

    характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно

    умаляется значение разумных начал, присущих самому челове-